Цитаты со словом «мистический»
Апофатическая
мистическая теология отрицает применимость к Богу категории бытия, она признает Бога сверхбытием и даже небытием.
Но Дух и духовность остается по преимуществу достоянием мистики и раскрывается в
мистических книгах.
Главный упрек, который нужно ему сделать, это что он в исследовании духа очень мало пользуется религиозным и
мистическим опытом, мало научился от этого опыта.
Философия, не поднимающаяся до понимания духа, свойственного религиозному сознанию и
мистическому опыту, все же различает дух и называет идеальными ценности, которые должны быть реализованы в человеческой жизни.
Если в греческой мысли, у Плотина, в идеалистической философии интеллектуальный элемент, признанный духовным по преимуществу, вытесняет элемент сердечный, душевно-эмоциональный, то в аскетической святоотеческой литературе и в литературе
мистической нередко интеллектуальный элемент отнесен к душевному, а не духовному, и вытесняется.
Основной принцип тот же, что и в аскетике, связанной с духовной и
мистической жизнью.
Евангелие погружено в юдаистическую человеческую атмосферу, и ему чужды пути и методы аскетических и
мистических школ Индии и Греции.
Он устанавливает три стадии духовного пути, немного по-иному, чем в
мистической традиции, идущей от Псевдо-Дионисия.
Но не от него только зависит иметь дар любви, иметь
мистический опыт общения с Богом и иным миром, созерцать божественный свет.
Мистический дионисический элемент остался, но он более не разрывал образ человека в оргиастическом исступлении.
В книгах
мистических раскрывается двоякий смысл мистики — она означает опыт, переживание и означает учение (μυείν).
Мистические книги описывают этот путь и эти достижения, борьбу и созерцание.
Существует ложная мистика, ложное
мистическое визионерство и экзальтация.
В
мистическом опыте трансцендентное становится имманентным.
Парадокс тут в том, что в
мистическом опыте есть стояние перед трансцендентным и переживание трансцендентного, но трансцендентное в нем имманентно, самое различие между трансцендентным и имманентным снимается, и это совсем не означает поглощения божественного человеческим.
Совершенно ошибочно выражать тайну
мистического опыта в монистической метафизике.
Убийственным для
мистического опыта, убийственным для всякого духовного опыта оказывается понятие.
Истина
мистического опыта встречи человека и Бога в глубине души сталкивается с понятием о Боге как абсолютном и самодостаточном бытии.
Когда теология и метафизика пытаются выразить эти истины
мистического опыта, то получается пантеизм и монизм, что всегда оказывается искажением.
Но
мистический опыт означает преодоление тварности.
Это искание нового термина показывает только, как трудно выразить
мистический опыт на языке теологии и метафизики.
Плотин — величайший
мистический философ человечества, но не величайший мистик.
В мистике же и в
мистическом богопознании душа обращена к Богу не проявленному, не открывшемуся в истории мира, к Богу, к которому не применим и образ Творца, к Богу апофатическому.
Мистический опыт есть выход из категорий мира, выход из всякой объективации, выход из всего, к чему применимо понятие.
Мистический опыт есть выход из нашего понятия о Творце, и совсем не потому, что происходит отождествление Творца с творением, ибо это оставило бы нас по сю сторону.
Ошибочно было бы сказать, что
мистический опыт онтологичен, ибо он находится по ту сторону бытия, на котором лежит печать понятия.
Мистический опыт глубоко личный и вместе с тем производит впечатление снятия личного бытия, растворения в безличном и сверхличном.
Приведу некоторые отрывки из германских мистиков, которые свидетельствуют о том, как трудно рационализировать
мистический опыт и выразить его в понятиях.
Но это только свидетельствует о беспомощности мысли перед тайной отношения между человеком и Богом, раскрывающейся в
мистическом опыте.
Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического истолковывания представляет
мистический гнозис Якова Бёме, величайшего из мистиков гностического типа всех времен.
Мы говорили уже, что этот
мистический язык нельзя переводить на язык теологический и метафизический.
Акт
мистического созерцания тождествен созерцаемому объекту, интеллекция тождественна интеллигибельному.
Это есть
мистический монизм, нет двух, а лишь одно.
Мистический путь есть путь гнозиса, а не путь Эроса.
Человек приобщается к космической первостихии и в этой
мистической первостихии находит освобождение от сдавливающих границ индивидуального бытия, от боли, которую причиняет существование личности в этом мире.
Квиетизм есть явление гораздо более широкое, чем французские
мистические течения XVII века, чем madame Гюйон или Фенелон.
Квиетизм можно открыть в большей части
мистических течений.
При
мистической пассивности человека действие Божества необходимо будет происходить.
Но
мистический монизм и квиетизм неверно понимают это отношение.
Есть суровая аскеза, но она не входит в
мистический путь, как переживание темной ночи.
Гейлер в своей книге «Das Gebet» устанавливает различие между мистикой и профетизмом, между
мистической и профетической религией.
Мистическая религия есть религия освящения и спасения.
Профетическая религия социальна, чего нельзя сказать о религии
мистической.
Мистическое созерцание Бога есть соблазн и иллюзия.
Но новая духовность должна заключать в себе и профетический и
мистический элемент.
Блаженное созерцание описывалось как последний этап
мистического духовного опыта.
Созерцание и было
мистической пассивностью, исключительной рецептивностью.
Активность
мистического созерцания связывалась лишь с аскетическим очищением.
В описании духовного и
мистического опыта всегда будут прибегать к пространственной символике, к символам высоты и глубины, к символам сего и иного мира и т. д.
Цитаты из русской классики со словом «мистический»
Глубоким представляется учение Мейстера Эккерта [Эккерт был мистиком огромной силы, но он был пантеист, превратил христианство в религию отвлеченной духовности и явился
мистическим истоком протестантизма.] о Перво-Божестве (Gottheit), которое глубже и изначальнее Бога (Gott).
«Религия Диониса — религия
мистическая, — говорит Вячеслав Иванов, — и душа мистики есть обожествление человека, через благодатное ли приближение божества к человеческой душе, доходящее до полного их слияния, или через внутреннее прозрение на истинную и непреходящую сущность «я».
И наряду с этим, никто не станет отрицать, что величайшие и самые подлинные святые были мистиками, что глубины церковного сознания мистичны, что Евангелие от Иоанна, послания апостола Павла и Апокалипсис —
мистические книги, что религия Христа есть религия мистерии искупления, что есть признанная церковью мистика православная и мистика католическая.
III Bd (1858), 123.], представляет собой одновременно мистика, ясновидца природы, и метафизика, облекающего свои
мистические постижения в своеобразную спекулятивно-мистическую систему, именно систему, ибо «дух системы» необычайно силен в Беме, несмотря на внешнюю беспомощность его изложения.
Невозможно отделить философское познание от совокупности духовного опыта человека, от его религиозной веры, от его
мистического созерцания, если оно есть у человека.
Ассоциации к слову «мистический»
Синонимы к слову «мистический»
Предложения со словом «мистический»
- Когда я открывал дверь, кот каким-то мистическим образом уже оказался рядом, и внутрь мы вошли вместе.
- От него веяло холодом и первобытной, какой-то мистической силой.
- Это стало возможным благодаря ощущению глубин мистического опыта жизни, понятий неумирания, стремлению достойно прийти к пределу, за которым начинается настоящая жизнь.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мистический»
Что (кто) бывает «мистическим»
Значение слова «мистический»
Дополнительно