Неточные совпадения
В
человеке есть духовное начало, как трансцендентное в
отношении к миру, т. е. превышающее мир.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это
отношение между духом и личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым
человеку духом, и самим
человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной личной судьбой.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении
людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь
людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное
отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Дух реально, экзистенциально воплощается в человеческой личности, в ее творчески интуитивном
отношении к жизни и в братском общении
людей, а не в объективированном обществе, государстве, исторической жизни наций.
Ограничения человеческих потребностей требует не только христианство, не только духовное возрождение
человека, но всякое сознательное
отношение к жизни, всякая поставленная себе
человеком цель.
Принцип аскезы должен быть определен не по воздержанию, ограничению потребностей, отказу от благ мира, не по жертве собой во имя Бога и ближних, а по
отношению к миру и
человеку, к множественному, противополагаемому Единому.
В
отношении к вдохновению аскеза может играть двойную роль, она может сосредоточивать и направлять духовные силы
человека и этим благоприятствовать творческому вдохновению, но она может также пресекать всякое вдохновение, признавать его греховным и убивать творческие силы
человека.
Но проблема
человека в ее глубине совсем не есть, как часто думают, проблема пессимистического или оптимистического
отношения к человеческой природе.
Оно могло, между прочим, принимать и такую форму, что
человек делал из своего
отношения к
людям средство для спасения себя.
Когда считают всякое страдание заслуженным и справедливым последствием греха, то это может вырабатывать
отношение к
людям, обратное евангельским заветам любви и милосердия.
Есть суровые аскеты и пуритане, у которых преобладает неблагожелательно-осуждающее
отношение к
людям.
Если нет, то
отношение ко всем
людям делается безжалостным, не знающим снисхождения и сострадания.
Монашеская аскеза часто и превращалась в такое неблагожелательное, беспощадное и безжалостное
отношение к
людям.
Гуманизм, как требование «гуманного», человечного
отношения к ближнему, ко всякому
человеку, христианского происхождения, — такого гуманизма не знала античность.
Но гуманистическое
отношение к
человеку отличается от христианского тем, что оно имеет тенденцию делаться все более отвлеченным, все более отделяющимся от «ближнего» и обращенным к «дальнему», не к конкретному
человеку, а к
человеку вообще.
Откровение Бога в Библии и Евангелии есть откровение Бога, проявленного в
отношении к миру и
человеку, Творца и Промыслителя, Бога катафатического.
Я бы это выразил в такой форме: Бог не есть Абсолютное, Бог-Творец, Бог-личность, Бог, вступающий в
отношение с миром и
человеком, не может мыслиться в той совершенной отрешенности, в которой вырабатывается предельное понятие Абсолютного.
Миротворение,
отношение между Богом и
человеком есть раскрытие Божественной драмы.
Но это только свидетельствует о беспомощности мысли перед тайной
отношения между
человеком и Богом, раскрывающейся в мистическом опыте.
Обожение предполагает различие Бога и
человека, диалогическое и драматическое
отношение между
человеком и Богом.
В мистике типа индусского, типа платонического все противоположно тому диалогическому, драматическому
отношению между
человеком и Богом, которое раскрывается в Библии, т. е.
отношению личности к личности.
Духовное понимается как противоположное личному, а следовательно, исключающее любовь, исключающее свободу,
человека в
отношении к Богу, множественного в
отношении к единому.
Но есть внехристианская мистика противоположного типа, хотя столь же враждебная личности и личному
отношению между
человеком и Богом.
Католики видят квиетизм у Лютера, поскольку он отрицал свободу
человека в
отношении к благодати Божьей.
Освободившись от объективации продуктов мысли, которая и ставила перед созерцателем статическое бытие,
человек начинает понимать, что
отношения между
человеком и бытием, между
человеком и Богом суть
отношения активно-творческие, и в этом и заключается духовность, которая есть прорыв свободы.
Созерцание же является активностью духа, сопротивлением
человека по
отношению к истерзывающему его процессу технического актуализма.
Когда в социальной жизни
отношения между
людьми волчьи, когда
человек угнетает и эксплуатирует
человека, то от этого меняется и духовная жизнь
людей, меняется даже богопознание.
Неточные совпадения
Человек он был чувствительный, и когда говорил о взаимных
отношениях двух полов, то краснел.
Степан Аркадьич был
человек правдивый в
отношении к себе самому.
Алексей Александрович с партией
людей, видевших опасность такого революционного
отношения к бумагам, продолжал поддерживать данные, выработанные ревизионною комиссией.
Он, столь мужественный
человек, в
отношении ее не только никогда не противоречил, но не имел своей воли и был, казалось, только занят тем, как предупредить ее желания.
Хотя она бессознательно (как она действовала в это последнее время в
отношении ко всем молодым мужчинам) целый вечер делала всё возможное для того, чтобы возбудить в Левине чувство любви к себе, и хотя она знала, что она достигла этого, насколько это возможно в
отношении к женатому честному
человеку и в один вечер, и хотя он очень понравился ей (несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчин, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в них то самое общее, за что и Кити полюбила и Вронского и Левина), как только он вышел из комнаты, она перестала думать о нем.