Неточные совпадения
Спиритуализм обычно понимает
дух как
субстанцию, как реальность особого качества среди вещей природного мира, но все же реальность в том же смысле.
Древним
дух представлялся тончайшей материей, и лишь потом происходит переход к пониманию
духа как нематериальной
субстанции.
Вольф, немецкий просветитель, определяет
дух как
субстанцию, наделенную разумом и свободной волей.
Нельзя мыслить отношение между общим и индивидуальным
духом как отношение между
субстанцией и акциденцией.
Если возврат души к единству с Богом не означает единства по природе и
субстанции, то потому лишь, что
дух не есть природа или
субстанция.
В более тонком смысле нужно сказать, что
дух не только не есть природа или
субстанция, но не есть и бытие, ибо свобода не есть бытие.
Дальше Лоскутов очень подробно развивал мысль, что необходимо, на основании абсолютной
субстанции духа, создать новую вселенскую религию, в которой примирятся все народы и все племена.
Неточные совпадения
Следуя данному определению неясных слов, как
дух, воля, свобода,
субстанция, нарочно вдаваясь в ту ловушку слов, которую ставили ему философы или он сам себе, он начинал как будто что-то понимать.
Вот чтобы уничтожить эту дисгармонию, нужно создать абсолютную
субстанцию всеобщего
духа, в котором примирятся все остальные, слившись в бесконечно продолжающееся и бесконечно разнообразное гармоническое соединение, из себя самого исходящее и в себя возвращающееся.
Наиболее враждебен я всякой натуралистической метафизике, которая объективирует и гипостазирует процессы мысли, выбрасывая их во вне и принимая их за «объективные реальности», которые применяет к
духу категории
субстанции, натурализует
дух.
Апории, возникающие при определении соотношения между единым абсолютным универсом и относительным бытием, вскрылись бы с еще большей ясностью, если бы Бруно перешел к выяснению природы человеческой личности и индивидуального
духа, который во имя последовательности тоже пришлось бы признать акциденцией, модусом или феноменом единой
субстанции (к каковому аперсонализму и приводит обыкновенно логика пантеизма).
История мысли подчеркнула, однако, скорее второе понимание — в
духе эманативного монизма (так преломилось это учение, напр., у Я. Беме; быть может, в нем же следует искать прототип учения Спинозы об единой
субстанции, существующей во многих модусах и атрибутах).