Традиционное русское народничество всегда было враждебно великому государству и
великой культуре, всегда требовало свержения ценностей во имя народного блага и народных интересов, истребления качеств во имя количества.
Эманации великого русского языка покоряли все народности, населяющие Россию, духовной мощью своей заставляли признать русскую литературу своей литературой, вызывали сознание принадлежности к единой,
великой культуре Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого.
На Западе католичество боролось с безбожной культурой, с антихристианским просветительством, но оно само создало
великую культуру, латинскую культуру Запада, и поддерживало не только священное предание церкви, но и священное предание культуры, оно воспитывало личность для жизни в истории и для работы в цивилизации.
Неточные совпадения
Народничество дает санкцию той вражде к
культуре, к образованным, к людям духа, которая в нынешний день может превратиться в
великое национальное бедствие, не меньшее, чем глад, мор и нашествие иноплеменников.
Дело всей русской истории, дело собирания России с Ивана Калиты, дело Петра
Великого, дело всей русской
культуры — Пушкина и Достоевского — отменяется, истребляется, объявляется ненужным, злым делом.
Россия
великая и единая,
великое и единое русское государство,
великая и единая русская
культура созданы не нашим поколением, за ними стоят подвиги, жертвы и усилия многих поколений, всего русского народа на протяжении тысячелетнего существования.
Произошло восстание Евгения, героя «Медного Всадника», против Петра, маленьких людей с их маленькими и частными интересами против
великой судьбы народа, против государства и
культуры.
Само явление Пушкина возможно было потому, что Петр «вздернул Россию на дыбы», приобщил к мировой
культуре и уготовил русскому народу удел
великого народа. Но маленький Евгений не хотел принять
великой судьбы народа, он в ужасе отступил перед жертвами, которых требует эта судьба.
Эти духи, эти мелкие бесы так же разрушают
Великую Россию и русскую
культуру, как и большой бес интернационализма.
Вот почему нужно прямо и решительно заявить — никакой великорусской
культуры нет, как нет и
культуры малорусской, есть только единая русская
культура, объединенная
великим русским языком, который не есть язык великорусский.
И загнанные в катакомбы, мы будем продолжать себя чувствовать сынами России и будем верны
великой русской
культуре Пушкина и Достоевского, подобно тому, как мы будем продолжать себя чувствовать христианами и сынами церкви и после того, как гонения на Церковь Христову загонят нас в катакомбы и там придется нам творить свои молитвы.
Православная церковь не только святыня для всякого верующего, но и
великая ценность,
великое духовное сокровище русской
культуры, духовная основа жизни русского народа.
Это народническое сознание всегда было
великим препятствием для перехода России к более высокой
культуре, для роста русского могущества.
Неточные совпадения
— Создателем действительных культурных ценностей всегда был инстинкт собственности, и Маркс вовсе не отрицал этого. Все
великие умы благоговели пред собственностью, как основой
культуры, — возгласил доцент Пыльников, щупая правой рукою графин с водой и все размахивая левой, но уже не с бумажками в ней, а с какой-то зеленой книжкой.
Правда,
великое творчество русской
культуры XIX в. связано с
великой империей, но она вся была направлена против империи.
В Париже — последнее истончение
культуры,
великой и всемирной латинской
культуры, перед лицом которой
культура Германии есть варварство, и в том же Париже — крайнее зло новой
культуры, новой свободной жизни человечества — царство мещанства и буржуазности.
Все
великие народы, имевшие свою идею и свое призвание в мире, в высоких достижениях своей
культуры приобретали универсальное значение.
Германия была наиболее
велика и была вершиной европейской
культуры не тогда, когда она была империей Бисмарка, а когда состояла из небольших государств.