Совершенно бесспорно, что «буржуазность» есть состояние духа человеческого, а не социально-классовое положение человека, — она определяется отношением духа к
материальной жизни, несвободой духа и бессилием духа преодолеть власть материи, а не самой материальной жизнью.
Неточные совпадения
Товарищи соединяются друг с другом по общности интересов, по ненависти к «буржуазии», по одинаковости
материальной основы
жизни.
Социалистическая идеология всегда грешила тем, что она являлась идеологией бескачественного
материального труда, что она отрицает в труде начало иерархическое, что она не дает соответствующего места качеству, способности, образованию и призванию, что она механически уравнивает трудящихся и исключает возможность подбора лучших и их преобладания в общественной
жизни.
Для одних в простом народе есть правда, связанная с природной, органической, целостной мистикой; для других — правда, связанная с
материальными условиями его
жизни, с тем, что он не пользуется чужим физическим трудом.
Религиозное народничество славянофилов всегда под словом народ понимало простонародье, верное старым русским устоям и заветам, и очень связывало себя с
материальными условиями
жизни, с крестьянской общиной, с натуральным хозяйством, с патриархальной демократией.
Но в славянофильстве было заложено и другое понимание народа, свободное от социально-классовых определений, от скованности
материальными условиями
жизни.
Народность не зависит от принадлежности к классу, от
материальных условий
жизни, народность есть чисто духовная категория.
И в Казани и в Дерпте состоял при мне все тот же крепостной служитель, Михаил Мемнонов, который в Дерпте находил свою
материальную жизнь лучше, чем мы, его господа, ходил кормиться к русскому портному по фамилии Петух и ел куда вкуснее и свежее, чем мы.
Неточные совпадения
Он прошел вдоль почти занятых уже столов, оглядывая гостей. То там, то сям попадались ему самые разнообразные, и старые и молодые, и едва знакомые и близкие люди. Ни одного не было сердитого и озабоченного лица. Все, казалось, оставили в швейцарской с шапками свои тревоги и заботы и собирались неторопливо пользоваться
материальными благами
жизни. Тут был и Свияжский, и Щербацкий, и Неведовский, и старый князь, и Вронский, и Сергей Иваныч.
По наблюдениям же его, болезнь пациента, кроме дурной
материальной обстановки последних месяцев
жизни, имеет еще некоторые нравственные причины, «есть, так сказать, продукт многих сложных нравственных и
материальных влияний, тревог, опасений, забот, некоторых идей… и прочего».
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за
материальные интересы люди иногда являются личными врагами, но ведь
жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления человека познать самого себя».
— Наши отцы слишком усердно занимались решением вопросов
материального характера, совершенно игнорируя загадки духовной
жизни. Политика — область самоуверенности, притупляющей наиболее глубокие чувства людей. Политик — это ограниченный человек, он считает тревоги духа чем-то вроде накожной болезни. Все эти народники, марксисты — люди ремесла, а
жизнь требует художников, творцов…
— Позволь, позволь, — кричал ей Варавка, — но ведь эта любовь к людям, — кстати, выдуманная нами, противная природе нашей, которая жаждет не любви к ближнему, а борьбы с ним, — эта несчастная любовь ничего не значит и не стоит без ненависти, без отвращения к той грязи, в которой живет ближний! И, наконец, не надо забывать, что духовная
жизнь успешно развивается только на почве
материального благополучия.