Но что раскрыл из себя и обнаружил тот «народ», в который верили
русские славянофилы и русские революционеры-народники, верили Киреевский и Герцен, Достоевский и семидесятники, «ходившие в народ», новейшие религиозные искатели и русские социал-демократы, переродившиеся в восточных народников?
Неточные совпадения
Это утверждали справа
славянофилы, сторонники
русской религиозной и национальной самобытности, и слева революционеры, социалисты и анархисты, которые были не менее восточными самобытниками, чем
славянофилы, и буржуазному Западу противополагали революционный свет с Востока.
Религиозное народничество
славянофилов всегда под словом народ понимало простонародье, верное старым
русским устоям и заветам, и очень связывало себя с материальными условиями жизни, с крестьянской общиной, с натуральным хозяйством, с патриархальной демократией.
Социал-демократы — крайние западники, с Запада заимствовавшие свое учение, всегда отрицавшие всякую самобытность России, вдруг превратились в своеобразных
славянофилов, исповедующих какой-то
русский социалистический мессианизм, верующих в свет с Востока, который распространит лучи свои на буржуазную тьму Запада.
Русский народ всегда чувствовал себя народом христианским. Многие
русские мыслители и художники склонны были даже считать его народом христианским по преимуществу.
Славянофилы думали, что
русский народ живет православной верой, которая есть единственная истинная вера, заключающая в себе полноту истины. Тютчев пел про Россию...
В свете богочеловеческого церковного сознания должно быть переоценено старое положение об исключительной религиозности
русского народа, которое поддерживали и
славянофилы, и самые большие
русские писатели.
Самые правые
русские славянофилы и самые левые русские народники (к ним за редкими исключениями нужно причислить по душевному складу и русских социал-демократов, непохожих на своих западных товарищей) одинаково восстают против «отвлеченной мысли» и требуют мысли нравственной и спасающей, имеющей существенное практическое применение к жизни.
Неточные совпадения
— Нет, нет, нет! Вы
славянофил. Вы последователь Домостроя. [Домострой — памятник
русской литературы XVI века, свод правил семейно-бытового уклада; проповедует суровую власть главы семьи — мужа. Слово «домострой» в XIX веке являлось символом всего косного и деспотического в семье.] Вам бы плетку в руки!
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную связь народничества со славянофильством. Ничего не значит, что
славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно
славянофилы осветили подлинное своеобразие
русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто учит слышать душу народа!
Мнение
славянофилов о безгосударственности
русского народа требует больших корректоров, так как оно слишком не согласуется с
русской историей, с фактом создания великого
русского государства.
Славянофилы все еще были добрыми
русскими помещиками, очень умными, талантливыми, образованными, любившими свою родину и плененными ее своеобразной душой.
Отношения между
русским народом, которого
славянофилы прославляли народом безгосударственным, и огромным
русским государством до сих пор остаются загадкой философии
русской истории.