Неточные совпадения
Не только
в природе, но и
в истории есть эта хаотическая, буйная стихия. И Тютчев предчувствует исторические катастрофы, торжество сил хаотических, которые опрокинут космос. Тютчев консерватор, который не
верит в прочность консервативных начал и устоев. Он строит реакционную
утопию для спасения мира от хаотической революции. Он воображал, что христианством можно пользоваться как консервативной силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его космические стихотворения.
Он сначала строил христианскую теократическую
утопию, проповедовал свободную теократию,
верил в возможность христианской политики.
Неточные совпадения
Вот как выражает Белинский свою социальную
утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо
верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему
в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
«Объясните мне, пожалуйста, — говорит он, — отчего
верить в Бога смешно, а
верить в человека не смешно;
верить в человечество не смешно, а
верить в Царство Небесное — глупо, а
верить в земные
утопии — умно?» Из западных социальных мыслителей ему ближе всех Прудон.
Он окончательно разочаровывается
в своей теократической
утопии, не
верит более
в гуманистический прогресс, не
верит в свое основное —
в богочеловечество, или, вернее, идея богочеловечества для него страшно суживается.
Человек древнего мира мог считать себя вправе пользоваться благами мира сего
в ущерб другим людям, заставляя их страдать поколениями, потому что он
верил, что люди рождаются разной породы, черной и белой кости, Яфетова и Хамова отродья. Величайшие мудрецы мира, учители человечества Платон, Аристотель не только оправдывали существование рабов и доказывали законность этого, но даже три века тому назад люди, писавшие о воображаемом обществе будущего,
утопии, не могли представить себе его без рабов.
Есть горькая правда
в словах Герцена: «Отчего
верить в Бога смешно, а
верить в человечество не смешно;
верить в царство небесное глупо, а
верить в земные
утопии умно?» Слова эти направлены против всех
утопий.