Неточные совпадения
Западники часто бывали
просветителями, цивилизаторами и это наименее интересный тип.
Герцен, Бакунин, даже такие зловещие революционеры, как Нечаев и Ткачев, в каком-то смысле ближе к русской идее, чем западники,
просветители и либералы.
Русские нигилисты 60-х годов — я имею в виду не только Писарева, но и Чернышевского, Добролюбова и др. — были русскими
просветителями, они объявили борьбу всем историческим традициям, они противополагали «разум», существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого.
Но нигилисты-просветители не были людьми науки.
Из поколения
просветителей 60-х годов он был наиболее индивидуалистом, мотив социальный в нем слабее выражен, чем у Чернышевского.
Он — западник, рационалист,
просветитель и эволюционист.
В советской антирелигиозной литературе — очень обширной, ибо антирелигиозной пропаганде отведено почетное место — Плеханова укоряют именно за то, что он боролся с религией, как
просветитель, и потому имел насмешливо-добродушное отношение к религии.
Много раз подчеркивают, что борьба с религией не научная, как для
просветителей, а классовая.
Такие авторитетные западные марксисты, как Каутский и Кунов, тоже объявляются
просветителями, не понимающими революционной классовой борьбы.
Неточные совпадения
Артемий Филиппович. Так уж лучше Луке Лукичу, как
просветителю юношества.
— Руссо Ж.-Ж. (1712–1778) — французский
просветитель, демократ и гуманист, враг аристократии.
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий,
просветители, озабоченные культурным развитием низших слоев народа, литераторы, запутавшиеся в противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с действительной жизнью.
Но если вспомнить, что делалось в эпоху младенчества наших старых государств, как встречали всякую новизну, которой не понимали, всякое открытие, как жгли лекарей, преследовали физиков и астрономов, то едва ли японцы не более своих
просветителей заслуживают снисхождения в упрямом желании отделаться от иноземцев.
Недавно только отведена для усмиренных кафров целая область, под именем Британской Кафрарии, о чем сказано будет ниже, и предоставлено им право селиться и жить там, но под влиянием, то есть под надзором, английского колониального правительства. Область эта окружена со всех сторон британскими владениями: как и долго ли уживутся беспокойные племена под ферулой европейской цивилизации и оружия, сблизятся ли с своими победителями и
просветителями — эти вопросы могут быть разрешены только временем.