Неточные совпадения
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским
классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким
культурным слоем.
Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных
классов, сначала по преимуществу из более
культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян.
Народничество славянофильского, религиозного типа видело главную вину
культурных, высших
классов в отрыве от религиозных верований народа и от народного быта.
Но отрицательно он предшественник коммунизма, он отрицает прошлое, традиции истории, старую культуру, церковь и государство, отрицает всякое экономическое и социальное неравенство, он громит привилегированные, господствующие
классы, не любит
культурную элиту.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание
классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к
культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека (конечно, я разумею исключительно
культурный класс, так как некультурным людям нет времени быть недовольными).
Быть может, порядочный человек
культурного класса и выше такого же человека из мужиков, но всегда порочный человек из города неизмеримо гаже и грязнее порочного человека деревни.
Теперь я скажу кратко: даже наиболее резкое и интенсивное проявление деятельности
культурных классов, даже допустив, что они стали бы политическою силой… и то бесполезно, если не вредно.
Неточные совпадения
— Уважаю не как представитель
класса, коему Карл Маркс исчерпывающе разъяснил динамику капитала, его
культурную силу, а — как россиянин, искренно желающий: да погибнет всяческая канитель!
«История — результат
культурной деятельности интеллигенции. Конечно — так. Учение о роли
классов в истории? Это — одна из бесплодных попыток теоретического объяснения социальных противоречий. Не буржуа, не пролетарии пишут историю, а некто третий».
И — еще раз: эволюция невозможна без сотрудничества
классов, — эта истина утверждается всей историей
культурного развития Европы, и отрицать эту истину могут только люди, совершенно лишенные чувства ответственности пред историей…
Ныне должна проснуться не интеллигенция, не верхний
культурный слой, не какой-нибудь демагогически развиваемый
класс, а огромная, неведомая, народная, провинциальная, «обывательская» Россия, не сказавшая еще своего слова.
Захар (быстро ходит). Ну, да… отчасти так, конечно! Николай Васильевич говорит: не борьба
классов, а борьба рас — белой и черной!.. Это, разумеется, грубо, это натяжка… но если подумать, что мы,
культурные люди, мы создали науки, искусства и прочее… Равенство… физиологическое равенство… гм… Хорошо. Но сначала — будьте людьми, приобщитесь культуре… потом будем говорить о равенстве!..