Неточные совпадения
Основное столкновение было между идеей империи, могущественного государства военно-полицейского типа, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в подземный слой, слой
народный, а потом в трансформированном виде в слой
интеллигенции.
Это чувствовал и
народный слой, и лучшая часть культурного дворянства, и вновь образовавшаяся русская
интеллигенция.
Интеллигенция не функция
народной жизни, она оторвана от
народной жизни и чувствует свою вину перед народом.
Вся культура, полученная
интеллигенцией, создана на счет народа, на счет
народного труда, и это налагает тяжелую ответственность на приобщенных к этой культуре.
Нигилизм, который в 60-е годы захватил
интеллигенцию, начал переходить в
народный слой.
Он воспользовался историческим расколом между народом и культурным слоем,
народным недоверием к
интеллигенции и с легкостью разгромил
интеллигенцию, ему не подчинившуюся.
Неточные совпадения
А затем вдруг, размеренно, тусклым голосом он говорил о запросах
народной души, обязанностях
интеллигенции и особенно много об измене детей священным заветам отцов.
— Окруженная стихией зоологических инстинктов народа,
интеллигенция должна вырабатывать не политические теории, которые никогда и ничего не изменяли и не могут изменить, а психическую силу, которая могла бы регулировать сопротивление вполне естественного анархизма
народных масс дисциплине государства.
— Мне поставлен вопрос: что делать
интеллигенции? Ясно: оставаться служащей капиталу, довольствуясь реформами, которые предоставят полную свободу слову и делу капиталистов. Так же ясно: идти с пролетариатом к революции социальной. Да или нет, третье решение логика исключает, но психология — допускает, и поэтому логически беззаконно существуют меньшевики, эсеры, даже какие-то
народные социалисты.
Это верно не только по отношению к «народу», но и по отношению к «
интеллигенции», которая внешне оторвана от народа, но сохранила очень характерные черты
народной психологии.
Очень характерно, что не только в русской
народной религиозности и у представителей старого русского благочестия, но и у атеистической
интеллигенции, и у многих русских писателей чувствуется все тот же трансцендентный дуализм, все то же признание ценности лишь сверхчеловеческого совершенства и недостаточная оценка совершенства человеческого.