Частная церковь (лат. ecclesia propria, нем. Eigenkirche) — в Средние века церковь, аббатство или монастырь, построенные на личной земле феодала, над которым он имел имущественные права, в особенности право распределять приходы, т.е. назначать церковнослужителей без согласования с епископом. В маленьких приходских церквях это право не представляло особой ценности, однако в Священной Римской империи в эпоху Оттона Великого контроль над обширными церковными владениями был существенной прерогативой императора. Феодал получал право использования десятины и других церковных доходов, однако он должен был оплачивать церковные нужды. Также феодал и члены его семьи включались в поминальные молитвы, что, по крайней мере формально, являлось основной причиной основания церквей на собственной земле. В свою очередь епископы, чьё влияние из-за этого уменьшалось, сами были вынуждены создавать частные церкви и заселять их территории лояльными и свободными жителями. (Википедия)
Частная церковь (лат. ecclesia propria, нем. Eigenkirche) — в Средние века церковь, аббатство или монастырь, построенные на личной земле феодала, над которым он имел имущественные права, в особенности право распределять приходы, т.е. назначать церковнослужителей без согласования с епископом. В маленьких приходских церквях это право не представляло особой ценности, однако в Священной Римской империи в эпоху Оттона Великого контроль над обширными церковными владениями был существенной прерогативой императора. Феодал получал право использования десятины и других церковных доходов, однако он должен был оплачивать церковные нужды. Также феодал и члены его семьи включались в поминальные молитвы, что, по крайней мере формально, являлось основной причиной основания церквей на собственной земле. В свою очередь епископы, чьё влияние из-за этого уменьшалось, сами были вынуждены создавать частные церкви и заселять их территории лояльными и свободными жителями.
Все значения словосочетания «частная церковь»В отличие от других многочисленных аббатств, Клюнийский монастырь с самого начала оказался вне сферы действия «права частной церкви» и вообще был свободен от каких бы то ни было светских властей.
С точки зрения церковной организации негативной стороной института частной церкви было весьма ощутимое ущемление правовых полномочий епископа (iurisdictio episcopalis) и его статуса единовластного управителя (ordinarius) диоцеза.
На первом этапе важнейшей задачей стала борьба против симонии, тесно связанного с ней «права частной церкви», и за так называемую «чистоту церкви» – то есть, против обмирщения духовенства, нарушения целибата и других католических канонов.