Неточные совпадения
И равнинность
русской земли, ее безгранность, бесконечность ее далей, ее неоформленная стихийность есть лишь выражение равнинности, безгранности
русской души, ее бесконечных далей, ее подвластности неоформленной национальной
стихии.
Русский человек во власти своей природы, во власти своей земли, во власти
стихии.
Это означает, что в строении души
русского человека форма не овладевает содержанием, душевно-телесной
стихией не овладевает дух.
Такое строение
русского общества, очень отличное от общества европейского, вело к тому, что наш высший культурный слой чувствовал свою беспомощность перед народной
стихией — перед темным океаном народным, чувствовал опасность быть поглощенным этим океаном.
Высший культурный слой, не имевший крепких культурных традиций в
русской истории, не чувствовавший органической связи с дифференцированным обществом, с сильными классами, гордыми своим славным историческим прошлым, был поставлен между двумя таинственными
стихиями русской истории —
стихией царской власти и
стихией народной жизни.
Но в действительности это означает, что личность, что личный дух недостаточно еще пробудились в
русском народе, что личность еще слишком погружена в природную
стихию народной жизни.
Величайшие
русские гении на вершине своей духовной жизни и своего культурного творчества не выдерживали испытания высоты и горной свободы духа, они пугались одиночества и бросались вниз, в низины народной жизни, и от слияния с этой
стихией надеялись обрести высшую правду.
Но в
русском христианстве была опасность возобладания народной
стихии над универсальным Логосом, женственного начала над мужественным, духа над душой.
Достоевский открывал в
русском народе жуткую
стихию, страстную и сладострастную, которой не заметили наши писатели-народники.
В
русском народе нарушено должное отношение между мужским и женским началом, между духом и душой. И это — источник всех болезней нашего религиозного и национального сознания. С изумительной силой интуитивного проникновения изображена жуткая
стихия русского народа в романе Андрея Белого «Серебряный голубь». Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и западных начал. В этом сложность и загадочность России.
Но
русская душа склонна погрузиться в
стихию тьмы и остаться в ней как можно дольше.
Неточные совпадения
— «Толстой законченное выражение
русской, деревенской
стихии».
Настоящий консерватизм, настоящая церковность содрогаются от власти темной
стихии над
русским государством и
русской церковью.
Мессианизм
русский, если выделить в нем
стихию чисто мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода — антихриста.
Русские все еще не поднялись до того сознания, что в живой, творческой мысли есть свет, преображающий
стихию, пронизывающий тьму.
Для
русского мессианизма нужен мужественный дух, без него опять и опять будет провал в эту пленительную и затягивающую первородную
стихию русской земли, которая ждет своего просветления и оформления.