Цитаты со словом «демократии»
Область
поиска
«Новое средневековье. Размышление о судьбе России» (Бердяев Н. А., 1924)по всей классике
«Размышление о русской революции» и «
Демократия, социализм и теократия» написаны по преимуществу в критической форме и имеют своей целью вскрытие отрицательных начал.
Вот почему о русском коммунизме совсем нельзя мыслить в категориях новой истории, применять к нему категории свободы или равенства в духе французской революции, категории гуманистического мировоззрения, категории
демократии и даже гуманистического социализма.
Она скорее родит антихриста, чем гуманистическую
демократию и нейтральную гуманистическую культуру.
Индивидуалистическая цивилизация XIX века с ее
демократией, с ее материализмом, с ее техникой, с общественным мнением, прессой, биржей и парламентом способствовала понижению и падению личности, отцветению индивидуальности, нивелировке и всеобщему смешению.
Либерализм,
демократия, парламентаризм, конституционализм, юридический формализм, гуманистическая мораль, рационалистическая и эмпирическая философия — все это порождение индивидуалистического духа, гуманистического самоутверждения, и все они отживают, теряют прежнее значение.
Человек перестает верить в то, что он может охранить себя, размежевываясь с другими путем рационалистического мышления, гуманистической морали, формального права, либерализма,
демократии и парламента.
Но ведь что такое гуманистическая
демократия, как не провозглашение прежде всего права на заблуждение и ложь, как не политический релятивизм и софистика, как не отдание судьбы Истины на решение большинства голосов?
Никакой легитимизм, легитимизм ли старых монархий или легитимизм новых
демократий с их формальной идеей народовластия, не имеет более силы над душами людей.
Падение законного принципа власти, правового принципа монархий и
демократий и замена его принципом силы, жизненной энергии спонтанных общественных групп и соединений я условно называю новым средневековьем.
Против аристократического, гуманистического самоутверждения всегда восстает демократическое гуманистическое самоутверждение, против абсолютной человеческой монархии — абсолютная человеческая
демократия.
Но это совсем не значит, что народные массы, которые нельзя уже вернуть к состоянию до мировой катастрофы, непременно будут осуществлять волю к политической власти в политических
демократиях, через всеобщее избирательное право и пр.
Опыт русской революции наглядно показал, что народные массы не всегда стремятся выразить свое возрастающее социальное значение в
демократии, в народоправстве.
Демократии связаны с господством буржуазного слоя, с индустриально-капиталистической системой, отстаивающей свои интересы, с образованием слоя профессиональных политиков.
Но такого рода «народный суверенитет», который в известном смысле всегда существовал, не означает
демократии.
Реакционерами, людьми отсталыми, должны быть признаны те, которые хотят удержаться на принципах новой истории, вернуться к идеям XIX века, хотя бы то была
демократия, гуманистический социализм и пр.
Все старые политические формы, будь то монархия или
демократия, отжили свое время и сами по себе не имеют цены.
Меня интересуют духовные первоосновы
демократии и социализма, и поэтому я сделаю предметом своего исследования не многообразные формы полудемократии и полусоциализма, а предельные выражения этих типов, их «идеи».
Существуют разнообразные переходные формы между
демократией и социализмом, их сближения и сочетания.
Демократия и социализм принципиально противоположны.
Демократия носит формальный характер, она сама не знает своего содержания и в пределах утверждаемого ею принципа не имеет никакого содержания.
Демократия не хочет знать, во имя чего изъявляется воля народа, и не хочет подчинить волю народа никакой высшей цели.
В тот момент как
демократия познает цель, к которой должна стремиться воля народа, обретет достойный предмет для своей воли, наполнится положительным содержанием, она должна будет эту цель, этот предмет, это содержание поставить выше самого формального принципа волеизъявления, положить в основу общества.
Но
демократия знает только формальный принцип волеизъявления, которым дорожит превыше всего и который ничему не хочет подчинять.
Демократия безразлична к направлению и содержанию народной воли и не имеет в себе никаких критериев для определения истинности или ложности направления, в котором изъявляется народная воля, для определения качеств народной воли.
Демократия остается равнодушной к добру и злу.
Демократия — скептична, она возникает в скептический век, век безверия, когда народы утеряли твердые критерии истины и бессильны исповедовать какую-либо абсолютную истину.
Демократия есть крайний релятивизм, отрицание всего абсолютного.
Демократия не знает истины, и потому она предоставляет раскрытие истины решению большинства голосов.
Демократия носит секулярный характер, и она противоположна всему сакральному обществу, потому что она формально бессодержательна и скептична.
Секулярная
демократия означает отпадение от онтологических основ общества, отпадение общества человеческого от Истины.
Она хочет политически устроить человеческое общество так, как будто Истины не существовало бы, это основное предположение чистой
демократии.
И в этом коренная ложь
демократии.
Демократия есть психологизм, противоположный всякому онтологизму.
Предпосылкой
демократии является крайний оптимизм.
Демократия не приходит в отчаяние от утери Истины.
В основе
демократии лежит оптимистическая предпосылка о естественной доброте и благостности человеческой природы.
Духовным отцом
демократии был Ж.-Ж.
Демократия не хочет знать радикального зла человеческой природы.
В
демократии нет никаких гарантий того, что воля народа будет направлена к добру, что воля народа пожелает свободы и не пожелает истребить всякую свободу без остатка.
Во французской революции революционная
демократия, начавшая с провозглашения прав и свободы человека, в 1793 году не оставила никаких свобод, истребила свободу без остатка.
Демократия возникла из пафоса свободы, из признания неотъемлемых прав каждого человека, и правдой демократии как будто бы является утверждение свободы совести, свободы выбора.
Указывают защитники
демократии на то, что демократия духовно родилась в провозглашении свободы совести религиозными обществами эпохи Реформации в Англии.
Но формально бессодержательное и негативное понимание свободы таило в себе яд, который разъедал исторические
демократии и уготовлял в них гибель свободы духа.
Токвиль и Милль, которых нельзя назвать врагами
демократии, с большим беспокойством говорят об опасностях, которые несет с собой демократия, об опасностях для свободы человека, для индивидуальности человека.
Демократия индивидуалистична по своей основе, но по роковой своей диалектике она ведет к антииндивидуализму, к нивелированию человеческих индивидуальностей.
Демократия — свободолюбива, но это свободолюбие возникает не из уважения к человеческому духу и человеческой индивидуальности, это — свободолюбие равнодушных к истине.
Демократия бывает фанатической лишь в стихии революции.
Демократии не означают непременно свободы духа, свободы выбора, этой свободы может быть больше в обществах не демократических.
Демократия возникает, когда распадается органическое единство народной воли, когда атомизируется общество, когда гибнут народные верования, соединявшие народ в единое целое.
Демократия есть идеология критической, а не органической эпохи в жизни человеческих обществ.
Цитаты из русской классики со словом «демократии»
Ассоциации к слову «демократия»
Синонимы к слову «демократия»
Предложения со словом «демократия»
- Но сегодня западные демократии переживают кризис и легитимности, и эффективности.
- Во‐первых, если сутью либеральной демократии является широкая децентрализация власти, то широкое распространение частной собственности является сутью этой сути.
- Он хотел также, чтобы страны народной демократии были в дружбе с советским народом.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «демократия»
Какими бывают «демократии»
Значение слова «демократия»
ДЕМОКРА́ТИЯ, -и, ж. 1. Форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДЕМОКРАТИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «демократия»
- Демократии противопоставляется авторитаризм не как компромиссная, а как наиболее разумная форма правления.
- Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны.
- Только свобода личности, не попирающая свободы других личностей, есть демократия.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно