Цитаты со словом «нормы»
Этика не есть кодификация традиционных нравственных
норм и оценок.
И потому она не может быть только нормативной, ибо
норма сама по себе бессильна.
Этика имеет дело не с бессильными, висящими в воздухе
нормами и законами, а с реальными нравственными энергиями и с обладающими силой качествами.
Свобода воли означает избрание предстоящих человеку добра и зла и возможность выполнения навязанного человеку закона или
нормы.
Человек будет или оправдан, если он избрал добро и исполнил
норму, или осужден, если он избрал зло и нормы не исполнил.
Человек оказывается порабощенным неизбежностью избрать то, что ему навязано, и выполнить
норму под страхом ответственности.
Но ведь свобода человека может быть понята не только как оправдание человека добродетелями, вытекающими из его свободной воли, т. е. как возможность осуществить
норму, свобода может быть понята и как творческая сила человека, как создание ценностей.
Этика законническая, нормативная, для которой свобода есть лишь условие выполнения
нормы добра, не понимает трагизма нравственной жизни.
Трагичность и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной
норме и нравственном законе, о добре, а вопрос об отношениях между свободой Бога и свободой человека.
В соотношениях этики и социологии отражается мировая подавленность нравственной жизни социальностью, социальной дисциплиной и социальными
нормами.
Этика должна быть не учением о
нормах добра, а учением о добре и зле.
В этом граница этики закона и
нормы.
Цель жизни есть вечное творчество, а не повиновение
нормам и принципам.
Но «добро» не знает другого способа победы над «злом», как через закон и
норму.
Этика может быть совершенно равнодушной к проблеме зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих законах и
нормах и верит, что «добро» всегда право по отношению к самому факту существования «зла».
Можно ли сказать, что свободе человека предстоит добро, идеальная ценность, идеальная
норма, которые должны быть реализованы и неисполнение которых есть зло.
Но менее всего личность есть отвлеченная идея и
норма, подавляющая и порабощающая живое, индивидуальное, конкретное существо.
Трагедия Эдипа разыгрывается в то время, когда мужское моральное сознание победило и
норма его господствует в обществе.
Оно принимает форму борьбы против власти, разума,
нормы, закона.
И если человек находится в гармонии с
нормами и законами цивилизации и социальности, если он даже сам их создает и поддерживает, то это еще не значит, что эта норма и закон овладели его бессознательным.
Он может компенсировать себя разными способами и даже может вносить в свое охранение и поддержание законов и
норм влечение к тиранству, к сексуальному наслаждению в жестокости и мучительстве.
Внешний творческий акт, подчиненный
нормам и законам, есть уже охлаждение.
Нравственное сознание, формулирующее законы и
нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с древней природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.
То, что было сознанием в жизни древних обществ, установленные законы,
нормы, ограничения, делается потом подсознательным и существует как атавистический инстинкт.
И это предполагает построение новой этики, основанной не на
нормах и законах сознания, а на благостной духовной энергии.
Этика в глубоком смысле слова должна быть учением о пробуждении человеческого духа, а не сознания, творческой духовной силы, а не закона и
нормы.
И потому свободу она должна понимать как первоисточник, как внутреннюю творческую энергию, а не как способность следовать
нормам и осуществлять заданную цель.
Это есть трагическое переживание добра и зла, которое не разрешается легко нравственным законом и
нормой.
Этика закона и значит прежде всего, что субъектом нравственной оценки является общество, а не личность, что общество устанавливает нравственные запреты, табу, законы и
нормы, которым личность должна повиноваться под страхом нравственного отлучения и кары.
Это есть господство общества и общего с его законами и
нормами над внутренней, интимно-индивидуальной и неповторимой в своем своеобразии жизнью личности.
Этика закона, как этика греха, узнается потому, что она знает отвлеченное добро, отвлеченную
норму добра, но не знает человека, человеческой личности, неповторимой индивидуальности и ее интимной внутренней жизни.
Ей интересен не человек, не живое существо с его радостями и страданиями, а данная человеку отвлеченная
норма добра.
Кантовская этика закона противополагает себя принципу эвдемонизма, счастья как цели человеческой жизни, но под счастьем и эвдемонизм понимает отвлеченную
норму добра и совсем не интересуется счастьем живой неповторимой индивидуальной человеческой личности.
Нравственность свободна в смысле своезаконности, но человек совсем несвободен и неавтономен, он целиком подчинен
норме и закону.
Л. Толстой и Евангелие рассматривает в смысле нравственного закона и
нормы, и осуществление Царства Божьего уподобляется воздержанию от курения и вина.
Никто не сможет возражать против того, что христианская, евангельская мораль не есть мораль
нормы и закона.
Христианство в своих первичных и девственных суждениях не только усомнилось в том, что идея добра является верховной в жизни, но и резко противоположило свою мораль морали, основанной на идее добра и
норме добра.
В основе христианства лежит не отвлеченная и всегда бессильная идея добра, которая неизбежно является
нормой и законом по отношению к человеку, а живое существо, личность, личное отношение человека к Богу и ближнему.
Евангельская этика основана на бытии, а не на
норме, она жизнь предпочитает закону.
«Суббота» и есть отвлеченное добро, идея,
норма, закон, страх нечистоты.
Христианство не знает нравственных
норм, отвлеченных, обязательных для всех и всегда.
И потому всякая нравственная задача для христианства есть неповторимо индивидуальная задача, а не механическое исполнение
нормы, данной раз навсегда.
Когда таинственные евангельские слова были превращены в
норму, то «последние» стали новыми «первыми».
Такова участь всех евангельских слов, поскольку они превращаются в
норму.
Евангелие не знает
норм и законов.
И его нельзя истолковать как
норму и закон.
Ложь моралистического максимализма в том, что он требует максимализма от другого, максимализма в исполнении закона и
нормы.
Он лишь открывает Царство Божье и путь к нему, но не дает правил и
норм.
Христианская добродетель совсем не есть долженствование и
норма, а мощь, сила.
Нормативный идеализм бессилен, он не знает, откуда взять силу для осуществления
нормы добра, закона добра.
Цитаты из русской классики со словом «нормы»
Ассоциации к слову «нормы»
Предложения со словом «норма»
- Под принципами права социального обеспеченияпонимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм права социального обеспечения.
- Обычаи и изменяющаяся с течением времени общественная жизнь также привносят дополнительные трудности в определение и претворение в жизнь этических норм поведения.
- Эти положения дополняли адат, а в некоторых случаях утверждались и в быте народа и становились нормами обычного права киргизов.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «норма»
Афоризмы русских писателей со словом «норма»
- Нормы цивилизованного поведения не должны признавать никакого насилия над человеческой личностью, никаких форм убийства, никаких войн и никаких установленных в дикарские времена правил ведения войны.
- Судить людей надо или по абсолютным нравственным нормам, или по нормам времени, в котором они живут. Но не по нормам времени, когда мы живем.
- Нормы цивилизованного поведения должны безусловно исходить из того, что жизнь любого человека, где бы он ни жил, священна, природа неделима, а исторические памятники в какой-то степени принадлежат всему человечеству.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно