Цитаты со словом «онтологический»
[Взгляд, развиваемый Мейерсоном в его книге «De l’explication dans les sciences» об
онтологическом характере наук, мне представляется ошибочным.
Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а
онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Познающий и познание имеют
онтологическую природу.
Когда ваше познание есть познание «о чем-то», об объекте, то невозможно поставить в глубине вопрос об
онтологической реальности и ценности.
Применение феноменологического метода, в сущности, никогда не остается ему до конца верным, и только потому достигаются результаты этические и
онтологические.
Он дорожит тем, что ценность не опирается ни на какую
онтологическую силу.
Парадокс зла заключается в том, что или зло находится в руке Божьей и зависит от Бога, и тогда оно нужно для целей добра, или зло не зависит от Бога и Бог бессилен перед злом, и тогда добро не есть окончательная
онтологическая сила.
Личность — точка соединения
онтологического и аксиологического.
И воображение в Боге имеет абсолютную
онтологическую силу.
Страх предупреждает человека об опасности, в этом его
онтологическое значение.
Дуализм этический предполагает нарушение первозданной красоты творения,
онтологическое повреждение.
Смирение по
онтологическому своему смыслу и есть героическое преодоление эгоцентризма и героическое восхождение на высоту геоцентризма.
Но религиозная мораль смирения, имеющая, как мы видели, глубокий
онтологический смысл, легко вырождается.
При
онтологическом и энергетическом понимании добра моральное добро совсем не оказывается целью жизни.
Понятие «хорошести» есть
онтологическое понятие, понятие же «добрости» есть моралистическое понятие.
Это приводит нас, в сущности, не к аморализму, который всегда есть недоразумение, а к подчинению морального
онтологическому.
И пробуждается жажда
онтологической правдивости и реальности, прорыва к чистоте и свободе суждений, к тому, что я назвал бы оригинальной и девственной совестью.
Правдолюбие есть основная
онтологическая добродетель, первая из добродетелей.
Поэтому нужно строить этику
онтологической правдивости, искать во всем онтологической первичности, изначальности, оригинальности, т. е. искать источник жизни, источник силы.
Но проблема правды и лжи есть не нормативно-законническая проблема, а проблема
онтологическая, и она совсем не разрешается моралистическим педантизмом.
Она совсем не есть отдельная сторона человеческой природы и специальная функция, она есть целость духовной природы человека, ее сердцевина или сердце в
онтологическом, а не психологическом смысле слова.
На бесконечную терпимость Бога ко злу и ко злым не было обращено достаточного внимания, между тем как это имеет
онтологическое значение.
Существенный вопрос
онтологической этики есть вопрос о фантазмах, которые поистине играют колоссальную и подавляющую роль в человеческой жизни.
Греховность же и ужас страстей совсем не в их первоначальной стихийной силе, не в их
онтологическом ядре, наоборот, в этом их правда, а в их уклоне к эгоцентрической одержимости, к созданию фантазм, в которых бытие переходит в небытие.
Похоть эта совсем не есть порождение
онтологического ядра пола, онтологического ядра стихийной страсти.
Похоть сладострастия не есть, в сущности, страсть и не знает сладости, это мир, в котором первичная,
онтологическая по своему значению страсть охлаждена и заменена страстями-фантазмами, не знающими утоления и ввергающими человека в дурную бесконечность злого алкания.
Но социология Зиммеля не имеет
онтологических основ.]
Общество имеет
онтологическое ядро, которого не имеет государство, и Царство Божье есть общество, реально-онтологическое общение личностей.
Личность может переживать труд как свое призвание в мире, может претворять труд в творчество, т. е. выявлять истинное
онтологическое ядро труда, лежащее глубже той социальной обыденности, которая превращает творчество в принудительный труд.
И вместе с тем в собственности есть
онтологическое зерно, она имеет связь с самим принципом личности, как это на опыте выясняется в попытках осуществления материалистического коммунизма.
Онтологическое ядро частной собственности уничтожается не социализмом, а капитализмом.
И задача заключается в том, чтобы в борьбе с капитализмом восстановить это
онтологическое ядро, это духовно-личное отношение к миру вещей и материальных ценностей, эту интимную связь личности с миром, в котором она призвана действовать.
Но эта символика может быть более глубокой и связанной с
онтологическими реальностями, а может быть бесстыдной демагогией.
Только устойчивая, опирающаяся на предание религиозная символика отличается большей глубиной и большей связью с
онтологическими реальностями.
Брак вечен и нерасторжим, но только как брак, который имеет вечную, а не социальную сущность, в которой достигается осуществление андрогинного образа человека, в котором суженый находит свою суженую, т. е. вечность и нерасторжимость брака есть истина
онтологическая, а не социальная.
Брак есть таинство, но только как брак, содержанием которого является любовь, любовь, обладающая
онтологической реальностью, а не преходящая влюбленность и влечение.
Таинство брака есть таинство
онтологическое, а не социальное.
Священна, таинственна, мистична лишь любовь,
онтологическая любовь, единственная и вечная, ведущая в Царство Божье.
Когда есть любовь как
онтологическая основа брачного соединения, то совсем не ставится даже вопрос, должен ли брак быть абсолютной моногамией.
Это есть вопрос религиозный,
онтологический, связанный с глубиною жизни.
Реализм в этике есть правдолюбие,
онтологическая правдивость, которая совершенно недостижима для этики закона.
Проблема смерти есть не только проблема метафизики, она также есть проблема более углубленной,
онтологической этики.
Смерть есть отрицание вечности, и в этом
онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть творение к небытию.
Это значит, что не только в отношении к людям, но и к животным, к растениям и даже к вещам должно утверждать вечное
онтологическое начало.
Такова
онтологическая основа идеи ада.
Оправдание ада как воздаяния злым, утешающее добрых, есть сказка для детей, в нем нет ничего
онтологического, это взято из социальной обыденности с ее наградами и наказаниями.
Ад, как особая
онтологическая сфера, означает или неудачу Божьего замысла о мире, или рок, сознательно допущенный в Божьем замысле.
При этом совсем не мыслится возможность реальной
онтологической победы над злом, т. е. просветление и преображение злых, а главное, нет совсем направленности к этому воли, есть воля обратная.
Божий суд есть установление подлинных реальностей и подчинение всех реальностей высшей реальности, подчинение в порядке
онтологическом, а не юридическом.
Ад насквозь имманентен и психологичен, ничего трансцендентного и
онтологического в аде не существует и нельзя мыслить.
Цитаты из русской классики со словом «онтологический»
Выход из философского кризиса и есть выход из субъективности и отвлеченной духовности протестантизма в соборность и церковность, возврат к реализму и
онтологическому объективизму.
Допущение свободы, из которой зло, хотя и не путем причинности, из которой и творчество всякой новизны в мире, хотя тоже не путем причинности, есть не какая-то
онтологическая и метафизическая доктрина, а интуитивное описание тайны, раскрывающейся в существовании.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный
онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
Но свобода невыводима из бытия, свобода вкоренена в ничто, в бездонность, в небытие, если употреблять
онтологическую терминологию.
Конечно, также и по чисто спекулятивным основаниям следует отвергнуть идею доказательства бытия Божия [Имеются в виду следующие системы доказательств бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3)
онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4) историческая или психологическая (Декарт); 5) нравственная (И. Кант).
Синонимы к слову «онтологический»
Предложения со словом «онтологический»
- Именно он является онтологическим основанием творчества – и единичного субъекта, и среды.
- Естественно, стремление воспринимать мир организованным в систему причинно-следственных связей имеет глубокий онтологический смысл и немалое функциональное значение.
- При этом он сохраняет возникшую в античной философии онтологическую проблему познания и её противопоставление чувственно воспринимаемому, считая, что только данные разума являются достоверными.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «онтологический»
Что (кто) бывает «онтологическим»
Значение слова «онтологический»
Дополнительно