Цитаты со словом «трансцендентный»
Но ведь так же отрицает свободу твари и
трансцендентный дуалистический теизм или допускает ее исключительно для нравственной ответственности человека.
Гегель говорит о «несчастном сознании», которое есть раздвоение, для которого Бог стал
трансцендентным, но правильнее было бы сказать, что всякое сознание есть несчастное сознание.
Страх, или ужас (Angst), выражает духовную значительность человека, его невозможность довольствоваться собой, его отношение к
трансцендентному Богу, его греховность, а следовательно, его падение с высоты.
Признаком значительности человека Киркегардт считает именно беспричинный, ни на чем не основанный страх, страх перед
трансцендентной тайной бытия, то, что Отто называет Mysterium tremendum.
Из христианства сумели вывести самую отвратительную мораль, какую только знает моральная история мира, — мораль
трансцендентного, небесного эгоизма.
Идея
трансцендентного эгоизма, исключительной заботы о спасении своей души, которую выводят из аскетической литературы, есть сатаническая идея, сатаническая карикатура на христианство.
Переживание жалости, сострадания есть одно из самых
трансцендентных, потрясающих человеческих переживаний.
Она преодолевает не только земной, но и небесный,
трансцендентный эгоизм, которым заражена была даже этика искупления.
Страх эсхатологический, связанный с конечной судьбой человека и мира, есть корыстная и обыденная подмена священного ужаса, бескорыстного и
трансцендентного.
Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный
трансцендентной бездной, в повседневную заботу и терроризуя человека будущими карами.
Пошлость есть окончательное водворение на низинной плоскости, когда нет уже не только тоски по горнему миру и священного ужаса перед
трансцендентным, но нет уже и страха.
Освобождение от этого страха, умерщвление в человеческой душе всякого
трансцендентного ужаса породило царство буржуазной пошлости.
Освобождение, понятое как снятие с себя бремени и тяготы жизни, как освобождение от
трансцендентного ужаса и трагизма жизни, как достижение довольства, всегда влечет за собой торжество пошлости.
Древний страх, терзавший человека, беспомощность и покинутость человека, искание помощи и покровительства есть смешение священного,
трансцендентного ужаса перед тайной бытия, перед бездной и страха животного, овладевшего грешным миром, страха в узком смысле слова.
Трансцендентный ужас перед тайной смерти не делает человека фантастом и не создает фантасмагорических призраков.
Человек, одержимый страхом смерти, целиком находится по сю сторону жизни, в этом мире, и не способен уже испытывать
трансцендентного ужаса перед тайной смерти, он слишком поглощен своим организмом, слишком привязан к земной жизни и дрожит за нее.
Конец мира, как и каждого отдельного человека, есть событие и имманентное, и
трансцендентное.
Ужас и тоска и вызываются этим непонятным для нас совмещением имманентного и
трансцендентного, посюстороннего и потустороннего, времени и вечности.
Ад, как субъективная сфера, как погружение души в ее собственную тьму, есть имманентный результат греховного существования, а совсем не
трансцендентное наказание за грех.
Ад и есть невозможность перейти к
трансцендентному, есть погруженность в имманентное.
Этот подлинный ужас не в угрозах
трансцендентного Божьего суда и воздаяния, а в имманентном изживании человеческой судьбы, из которой исключено всякое действие Божье.
Ад насквозь имманентен и психологичен, ничего
трансцендентного и онтологического в аде не существует и нельзя мыслить.
Ад и есть имманентная замкнутость и безвыходность, потеря надежды на
трансцендентный прорыв, на освобождение от себя.
Оно мыслится
трансцендентным и потусторонним, но характер его остается посюсторонним и сообразным категориям мира.
Религиозная этика, основанная на идее личного спасения души, есть минималистическая этика, этика
трансцендентного эгоизма.
Цитаты из русской классики со словом «трансцендентный»
Всякая напряженность имманентного и
трансцендентного, познающего и познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Личность сдавлена в своей бесконечной субъективности между субъективным и
трансцендентным, между объективацией и трансцендированием.
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход дуализма (
трансцендентная бездна между человеком и Богом) в монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
В сознании нет выхода из вечной антиномичности
трансцендентного и имманентного, дуализма и монизма.
Лосский признает только имманентность бытия знанию, для него действительность непосредственно присутствует в акте познания, но он нисколько не отрицает бытия
трансцендентного, само бытие у него вне субъекта и до субъекта.
Ассоциации к слову «трансцендентный»
Синонимы к слову «трансцендентный»
Предложения со словом «трансцендентный»
- Итак, есть идеальная сфера, трансцендентная миру, но есть идеальная сторона и в мире, этому миру имманентная.
- Духовное путешествие – это поиск трансцендентных реальностей и возможностей, скрытых в тумане эгоизма, суеверия и невежества.
- Большая часть индийских практик направлена на обретение трансцендентного состояния освобождения.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «трансцендентный»
Что (кто) бывает «трансцендентным»
Значение слова «трансцендентный»
ТРАНСЦЕНДЕ́НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. В идеалистической философии: находящийся за пределами возможного опыта, недоступный познанию. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
Дополнительно