Но от рыцарства же пошел нравственный институт дуэли, который основан на нехристианском, родовом
понятии чести, охраняемой кровью, и он представляет парадокс в христианском мире.
Неточные совпадения
Между тем
понятие о
чести нашего мира основано на том, что оскверняет человека то, что входит в уста, а не выходит из уст.
Воин есть человек, обладающий напряженным инстинктом
чести и особенным
понятием о
чести.
Евангельская, христианская этика не знает
понятия родовой, семейной, сословной, полковой
чести, она знает лишь
понятие личной
чести.
Подставить щеку обидчику есть духовный подвиг, предполагающий смирение в себе и преодоление древних родовых инстинктов, но этот подвиг вызывает отвращение в человеке, находящемся во власти родовых
понятий о
чести и руководящемся этикой воина.
Простая же пассивность и равнодушие к обиде и тем более трусость есть явления отвратительные этически и стоящие много ниже воинских
понятий о
чести.
Но дуэль связана с убийством и пролитием крови сплошь и рядом по пустячным поводам и во имя ложных
понятий о
чести.
Такой самосуд, может быть, был и хорош и худ, но он несомненно воспитывал в детях
понятия чести, которыми кадеты бывших времен недаром славились и не изменяли им на всех ступенях служения до гроба.
Неточные совпадения
Слово талант, под которым они разумели прирожденную,
почти физическую способность, независимую от ума и сердца, и которым они хотели назвать всё, что переживаемо было художником, особенно часто встречалось в их разговоре, так как оно им было необходимо, для того чтобы называть то, о чем они не имели никакого
понятия, но хотели говорить.
Матери не нравились в Левине и его странные и резкие суждения, и его неловкость в свете, основанная, как она полагала, на гордости, и его, по ее
понятиям, дикая какая-то жизнь в деревне, с занятиями скотиной и мужиками; не нравилось очень и то, что он, влюбленный в ее дочь, ездил в дом полтора месяца, чего-то как будто ждал, высматривал, как будто боялся, не велика ли будет
честь, если он сделает предложение, и не понимал, что, ездя в дом, где девушка невеста, надо было объясниться.
— А вот через Афанасия Ивановича Вахрушина, об котором,
почитаю, неоднократно изволили слышать-с, по просьбе вашей мамаши, чрез нашу контору вам перевод-с, — начал артельщик, прямо обращаясь к Раскольникову. — В случае если уже вы состоите в понятии-с — тридцать пять рублей вам вручить-с, так как Семен Семенович от Афанасия Ивановича, по просьбе вашей мамаши, по прежнему манеру о том уведомление получили. Изволите знать-с?
Лица у ней
почти вовсе не было: только и был заметен нос; хотя он был небольшой, но он как будто отстал от лица или неловко был приставлен, и притом нижняя часть его была вздернута кверху, оттого лица за ним было незаметно: оно так обтянулось, выцвело, что о носе ее давно уже получишь ясное
понятие, а лица все не заметишь.
Разврат выработал себе свои обычаи,
почти принципы, и царствует в людском обществе, среди хаоса
понятий и страстей, среди анархии нравов…»