Неточные совпадения
Противоположение познания бытию, как противостоящему ему
предмету,
есть результат уже чего-то вторичного, а не первичного,
есть порождение уже рефлексии.
В те эпохи, когда познание
было в бытии и происходило с бытием, познающий мог стать и
предметом познания.
Платон, Плотин, Бл. Августин, Паскаль, Я. Бёме и т. п.
были не только познающие, они также
предмет познания, и очень интересного познания.
Но современный познающий, поставивший себя вне-бытия, не может стать
предметом познания, ибо
предметом познания может
быть лишь бытие, в бытие же он не входит и не хочет войти, не хочет, чтобы познание его
было актом в бытии, в жизни.
Все, что
есть для меня
предмет, лишено смысла.
Не может
быть философии о чужих идеях, о мире идей, как
предмете, как объекте, философия может
быть лишь о своих идеях, о духе, о человеке в себе и из себя, т. е. интеллектуальным выражением судьбы философа.
В науках естественных объективирование не убивает
предмета познания, ибо природа —
предмет естественных наук —
есть продукт объективации.
В естественных науках объективирование и
есть установка реального
предмета.
Естественные науки не производят такого опустошения, какое производит историческое и психологическое исследование духа, в котором объективирование
есть умерщвление реального
предмета, ибо этот реальный
предмет совсем не
есть объективированный
предмет.
В познании духа, которое и
есть философия, должно
быть внутреннее родство познающего со своим
предметом, должно
быть признание реальности духа, должен
быть творческий духовный опыт.
И вот познание этическое менее всего может
быть объективированием, познанием «о чем-то», о чуждом, противостоящем мне
предмете.
Познание всегда
есть творческое овладение
предметом и возвышение над ним.
Тот факт, что человек, как
предмет познания,
есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение.
Главный
предмет его исследования
есть первоначальная архаическая религия человечества.
Маниакальная одержимость человека одной какой-нибудь идеей, которая
есть самая распространенная форма нервного и душевного заболевания,
есть ложное состояние сознания, сужение сознания и исключительная фиксация на одном осознанном
предмете.
Римское понятие о собственности, допускающее не только употребление во благо материальных
предметов и ценностей, но и злоупотребление ими,
есть совсем не христианское понимание, и оно явилось источником европейского индивидуализма.
Для человека Бог
есть цель,
предмет его любви, тот, во имя кого он совершает творческие акты.
Познание имеет своим
предметом зло, но оно само не
есть зло.
И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни
есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера.
Ему пришла в голову прежняя мысль «писать скуку»: «Ведь жизнь многостороння и многообразна, и если, — думал он, — и эта широкая и голая, как степь, скука лежит в самой жизни, как лежат в природе безбрежные пески, нагота и скудость пустынь, то и скука может и должна
быть предметом мысли, анализа, пера или кисти, как одна из сторон жизни: что ж, пойду, и среди моего романа вставлю широкую и туманную страницу скуки: этот холод, отвращение и злоба, которые вторглись в меня, будут красками и колоритом… картина будет верна…»
Потом видел уж его, гордо удалявшегося на нашей шлюпке с одними покупками, но без корзины, которая принадлежала кули и
была предметом схватки, по нашей недогадливости.
Неточные совпадения
Выслушав такой уклончивый ответ, помощник градоначальника стал в тупик. Ему предстояло одно из двух: или немедленно рапортовать о случившемся по начальству и между тем начать под рукой следствие, или же некоторое время молчать и выжидать, что
будет. Ввиду таких затруднений он избрал средний путь, то
есть приступил к дознанию, и в то же время всем и каждому наказал хранить по этому
предмету глубочайшую тайну, дабы не волновать народ и не поселить в нем несбыточных мечтаний.
Если б исследователи нашей старины обратили на этот
предмет должное внимание, то можно
быть заранее уверенным, что открылось бы многое, что доселе находится под спудом тайны.
14) Микаладзе, князь, Ксаверий Георгиевич, черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность и
был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Оставил полезное по сему
предмету руководство. Умер в 1814 году от истощения сил.
Что предположение о конституциях представляло не более как слух, лишенный твердого основания, — это доказывается, во-первых, новейшими исследованиями по сему
предмету, а во-вторых, тем, что на место Негодяева градоначальником
был назначен «черкашенин» Микаладзе, который о конституциях едва ли имел понятие более ясное, нежели Негодяев.
Как бы то ни
было, но глуповцы всегда узнавали о
предмете похода лишь по окончании его.