Неточные совпадения
Принципиально отличать философию от науки только и можно, признав, что философия
есть необъективированное познание, познание духа в себе, а не в его объективации в
природе, т. е. познание смысла и приобщение к смыслу.
В «науках о
природе» обстоит дело несколько иначе, но сейчас это не
есть предмет моего исследования.
В науках естественных объективирование не убивает предмета познания, ибо
природа — предмет естественных наук —
есть продукт объективации.
Нравственная жизнь совсем не
есть явление
природы, и она неуловима, как явление
природы.
Этика
есть познание духа, а не познание
природы, ей принадлежит лишь то, что связано с духовной свободой, а не с природной необходимостью.
Духовная же жизнь совсем не противоположна жизни душевной и телесной и совсем не отрицает ее, а означает вступление их в иной план бытия, приобретение ими высшей качественности, движение к высотам, к тому, что
есть сверх-жизнь, сверх-природа, сверх-бытие, сверх-Божество.
Вся же
природа твари сотворена Богом и потому не может
быть названа «ничто».
Но творчество по метафизической своей
природе есть всегда творчество из ничего, т. е. из меонической свободы, предшествующей самому миротворению.
Природа творчества может
быть понятна лишь в различении от рождения и в противоположении рождению.
Рай
есть бессознательная и целостная
природа, царство инстинкта.
Самый факт существования человека
есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что
природа не может
быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном.
Человек
есть принципиальная новизна в
природе.
Такого рода антропология совсем не раскрывает учения об образе и подобии Божьем в человеке и может
быть источником натуралистического понимания человеческой
природы.
Человек
есть существо, гуманизирующее
природу.
И она это делает или признавая, что он
есть существо, в котором пробуждается разум, или признавая его существом социальным и цивилизованным, в котором непосредственная
природа перерабатывается культурой.
Человек
есть преходящее явление
природы, усовершенствовавшееся животное.
Но динамизм человеческой
природы совсем не
есть эволюция.
Наконец, современная психопатология выступает с новым антропологическим учением, согласно которому человек
есть прежде всего больное существо, в нем ослаблены инстинкты его
природы, инстинкт половой и инстинкт власти, подавлены и вытеснены цивилизацией, создавшей болезненный конфликт сознания с бессознательным.
Личность
есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода,
природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд.
Человек погружен в великий круговорот
природы, и власть над ним
природы, космических стихий
есть прежде всего власть рода.
Человек
есть половое существо, и половая полярность характеризует человеческую
природу.
И великая задача человека всегда
была в том, чтобы энергию пола не уничтожить, а сублимировать, Человеческая цивилизация, человеческое сознание пытается наложить оковы на энергию пола, на полярность человеческой
природы.
Сознание по
природе своей противоположно солипсизму, оно
есть со-знание, т. е. предполагает взаимодействие нескольких и многих душ.
Когда иерархический принцип связывают не с высшим качеством, противостоящим количеству и массе, а с греховностью человеческой
природы, которая должна
быть скована, смирена и водима сверху, то это приводит к извращению антропологии.
И основная идея христианства о человеке
есть идея реалистическая, а не символическая,
есть идея реального преображения и просветления тварной
природы человека, т. е. достижение высших качеств, а не символического ознаменования в мире человеческом мира нечеловеческого.
Родовая месть
есть самый характерный нравственный феномен древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку древняя
природа в нем не просветлена и не преображена.
Господство законнической этики во всех сферах мировой жизни
есть выражение объективного закона большего числа, т. е. необходимой организации порядка в жизни больших масс, большой массы человечества, как и большой массы материи в жизни
природы.
Этика Канта
есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным нравственным законом, нравственно-разумной
природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его нравственным опытом, его духовной борьбой, его судьбой.
Фарисейство
есть настолько глубокий и устойчивый элемент человеческой
природы, обращенной к закону, что оно по-своему понимает христианство и деформирует его.
Природа творческого акта брачная, она всегда
есть встреча.
Понимание же любви к ближнему как средства для спасения души
есть величайшее извращение
природы любви, непонимание любви.
Похоть по
природе своей
есть состояние нетворческое и противоположное творчеству.
Красота
есть осуществление добротной
природы, и «добротолюбие» значит «красотолюбие» (φιλοκαλια).
Инстинкт в нравственной жизни человека играет двоякую роль: он унаследован от древней
природы, от человека архаического, в нем говорит древний ужас и страх, рабство и суеверие, жестокость и звериность, и в нем же
есть напоминание о рае, о древней свободе, о древней силе человека, о древней связи его с космосом, о первобытной стихии жизни.
Человек
есть существо, призванное к борьбе и к обнаружению своей творческой силы, к завоеванию царственного места в мироздании, в
природе.
Иногда это представляется возвращением к
природе от лжи цивилизации, но в действительности это
есть возвращение к Богу.
Совесть
есть та глубина человеческой
природы, на которой она соприкасается с Богом и где она получает весть от Бога и слышит голос Божий.
Она совсем не
есть отдельная сторона человеческой
природы и специальная функция, она
есть целость духовной
природы человека, ее сердцевина или сердце в онтологическом, а не психологическом смысле слова.
Совесть и
есть та глубина человеческой
природы, на которой она не окончательно отпала от Бога, сохранила связь с Божественным миром.
Древнее первобытное человечество
было одержимо страхом, terror anticus, страхом перед хаосом и неведомыми силами
природы, перед которыми человек
был беспомощен, страхом перед духами, перед демонами, перед богами, перед магами, перед царями, которые
были магами и обладали магической властью.
Страх
есть самый древний аффект человеческой
природы, им сопровождается самое рождение человека, и он всегда присутствует в подсознательном слое человеческой
природы.
Тоска и ужас свидетельствуют не только о том, что человек
есть падшее и низменное существо, как свидетельствует об этом страх, но
есть также обличение высшей, горней, богоподобной
природы человека, обличение его призвания к высшей жизни.
Но творчество по
природе своей противоположно пошлости, и пошлость
есть не что иное, как отсутствие творчества и неспособность к нему.
В христианском сознании до сих пор не
было выработано этического отношения к животным, да и вообще к
природе.
Меня
будет интересовать только вопрос об этическом отношении к государству и об этической
природе самого государства.
Революция по
природе своей
есть явление не сознательного, а подсознательного, и подсознательного коллективного, а не индивидуального, и она подлежит законам массового, коллективного подсознательного.
Дух по
природе своей свободен и
есть свобода.
Рост экономической производительности, увеличение власти человека над стихийными силами
природы и умножение хозяйственных ценностей
есть само по себе благо и источник жизни.
Парадокс, связанный с греховностью человеческой
природы, с чрезвычайной остротой
был выражен К. Леонтьевым.
Руссо, с его учением о естественной благостности и доброте человеческой
природы, и думают, что все попытки осуществить большую социальную правду
есть руссоизм.