Цитаты со словосочетанием «человеческая личность»
Между тем как основной вопрос познания есть вопрос об отношении между трансцендентальным сознанием или гносеологическим субъектом и человеком, живой и конкретной
человеческой личностью.
Человеческая личность не может не определить своего отношения к обществу, но она не может нравственно определяться обществом.
Совесть не обществом вложена в
человеческую личность, хотя общество и действует на совесть.
Тогда только
человеческая личность метафизически, онтологически независима не только от рода, но и от общества.
Человеческое существо,
человеческая личность творится Богом, в вечности, во времени же человеческое существо рождается от человека.
И сознание в этом смысле играет и положительную и отрицательную роль в выработке человека,
человеческой личности.
Этика закона разом и в высшей степени человечна, приспособлена к человеческим нуждам и потребностям, к человеческому уровню, и в высшей степени бесчеловечна, беспощадна к
человеческой личности, к ее индивидуальной судьбе и к ее интимной жизни.
Этика закона, как этика греха, узнается потому, что она знает отвлеченное добро, отвлеченную норму добра, но не знает человека,
человеческой личности, неповторимой индивидуальности и ее интимной внутренней жизни.
Это свойство этики закона остается в силе и тогда, когда она становится философской и идеалистической и провозглашает принцип самоценности
человеческой личности.
Так, у Канта принцип
человеческой личности совершенно отвлеченный и нормативный, он не имеет отношения к живой и неповторимой человеческой индивидуальности, которой Кант никогда не интересовался.
Кантовская этика закона противополагает себя принципу эвдемонизма, счастья как цели человеческой жизни, но под счастьем и эвдемонизм понимает отвлеченную норму добра и совсем не интересуется счастьем живой неповторимой индивидуальной
человеческой личности.
Человеческая личность для Канта совсем не есть ценность, она есть лишь формальный, общеобязательный, законнический принцип.
И чрезвычайно сложно отношение этических конфликтов к человеческой свободе и к достоинству
человеческой личности.
Живая
человеческая личность насилуется и законом, и насильственной благодатью.
Христианство прежде всего очень повысило сознание бесконечной ценности всякой человеческой души, человеческой жизни,
человеческой личности, а значит, и бесконечной ценности души, жизни и личности грешника и «злого».
Гениальность есть целостное качество
человеческой личности, а не специальный дар, и она свидетельствует о том, что человек прорывается к первоисточнику, что творческий процесс в нем первороден, а не определен социальными наслоениями.
Но в этике творчества может раскрыться новый конфликт между творчеством совершенных культурных ценностей и творчеством совершенной
человеческой личности.
Человеческая личность, как Божья идея, как Божий образ, есть центр этического сознания, верховная ценность.
И
человеческая личность есть верховная ценность не потому, что она является носителем общеобязательного нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
Нравственный акт
человеческой личности имеет не только личное, но и общественное, и даже космическое значение.
От
человеческой личности исходят нравственные излучения, распространяющиеся по миру.
Но
человеческая личность всегда остается огненным центром мира.
Законнические элементы в самом христианстве также очень неблагоприятны для творческого обнаружения
человеческой личности, высшего типа человека.
И, несмотря на относительные, преходящие и даже дурные свойства исторического рыцарства, в рыцарстве есть вечные элементы творческой морали, творческое обнаружение вечных начал
человеческой личности.
Совершенная социализация человека, связанная с идеей совершенного социального строя, и совершенная регуляция всей человеческой культуры могут привести к новому и окончательному порабощению
человеческой личности.
Нельзя любить в
человеческой личности только божественное, только истину, добро или красоту в ней, т. е. ценностное содержание, нужно любить и человеческое, нужно любить ни за что, любить и миловать само это живое существо.
И вместе с тем
человеческая личность потому только и существует, что в ней есть ценностное содержание, что в ней есть божественное, что она есть образ Божий в человеке.
Это есть также вопрос об отношении государства к свободе, государства к
человеческой личности.
Государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом свободы, ни пафосом добра, ни пафосом
человеческой личности, хотя оно имеет отношение и к свободе, и к добру, и к личности.
Властолюбие и тиранство, неуважение к
человеческой личности и свободе может проявляться в государстве демократическом в той же степени, как и в государстве монархическом, а в государстве коммунистическом оно достигает высочайшей степени.
Государство еще может признать отвлеченное субъективное право человека и гражданина, да и то неохотно, но никогда не признает индивидуальных, неповторимых, единичных, качественно своеобразных прав отдельной
человеческой личности с ее индивидуальной судьбой.
Единственный принцип в государстве, который связан с абсолютной правдой, есть принцип субъективных прав
человеческой личности, свободы духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все формы государства имеют тенденцию нарушать.
Наиболее враждебны и опасны для свободы
человеческой личности, для свободы духа все монистические формы государств, от монархических до социалистических, и наименьшее зло представляют формы смешанные и плюралистические, менее склонные к тирании.
Человеческой личности запрещено убивать, и убийство почитается великим грехом.
Но эта же
человеческая личность, если она действует как государство, как его орган, не только может убивать, но даже должна убивать, и это не только не считается грехом, но считается долгом.
Государственная и социальная жизнь христиан основывалась не на любви, братстве и свободе духа, а на равнодушии, вражде, на отрицании достоинства
человеческой личности, на несправедливости, насилии и принуждении.
И не Марксу, не марксистскому коммунизму принадлежит «заслуга» отрицания
человеческой личности.
Отсюда вытекают субъективные права
человеческой личности — свобода совести, свобода мысли, свобода творчества, достоинство всякого человека как свободного духа, как образа и подобия Божьего.
Собственность, как отношение
человеческой личности к материальному, вещному миру, всегда связана с социальной обыденностью и может превратиться в орудие порабощения человеческой личности.
Человеческая личность порабощается и своей собственностью, и собственностью другого человека.
Но эти экономические ценности должны быть соподчинены иерархически более высоким ценностям, и прежде всего ценности
человеческой личности и ее свободе.
Сложность социального вопроса как вопроса духовного еще в том, что должно всемерно стремиться к улучшению положения масс и к увеличению социального значения труда, но не должно допускать господства масс над
человеческой личностью, власти количества над качеством, преобладания ценностей материальных над ценностями духовными.
Нужно разом внешне и социально освободить
человеческую личность, а внутренне и духовно подчинить ее свободной аскезе и раскрыть смысл любви.
Это есть самая интимная и индивидуальная сторона
человеческой личности, которую личность не хочет открыть перед другими, а иногда скрывает и перед собой.
При этом не может не исчезнуть идеальный образ человека, целостной
человеческой личности.
Идеальный образ
человеческой личности есть раскрытие образа и подобия Божьего в человеке.
Человеческая личность есть высшая ценность для этики, но она есть высшая ценность потому, что она несет в себе божественное начало, что она есть образ и подобие Божие.
Для Бога
человеческая личность есть цель, есть его Друг, от которого он ждет ответной любви и творческого подвига.
Осуществление красоты есть обожение твари, обожение
человеческой личности, раскрытие в личности божественного.
И если они и трактуют о проблеме бессмертия, то без углубления проблемы самой смерти и преимущественно в связи с нравственной ответственностью человека, с наградами и наказаниями и в лучшем случае с потребностью завершения бесконечных стремлений
человеческой личности.
Неточные совпадения
Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации,
человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд.
Для
личности совсем непереносима мысль, что она есть не Божье, а
человеческое творение.
Корни
человеческого существа уходят в добытийственную бездну, в бездонную, меоническую свободу, и в борьбе за
личность, за Божью идею человек должен был вырабатывать сознание с его границами, освещать тьму, проводить через цензуру сознания подсознательные влечения и инстинкты.
Человеческая душа больна,
личность человеческая постоянно подвергается процессам распада от напора того, что находится в бессознательном, и человек хочет скрыть свою болезнь и происходящее в нем распадение.
Она преувеличивает зло в отношении
личности человеческой, устанавливая запреты и кары.
Но то, как отражается в
человеческом мире благодать и как она искажается в нем, может быть враждебно и свободе и
личности.
В основе евангельской, христианской этики лежит безусловное признание значения всякой
человеческой души, которая стоит дороже царств мира, самоценности
личности как образа и подобия Божьего.
То раскрытие ценностей
человеческой индивидуальности и ценности самой этой индивидуальности, которое ставит своей задачей этика творчества, есть вместе с тем освобождение от нестерпимого страха
личности за себя и за свою судьбу, страха, порождающего идолопоклонство и суеверия.
Это значит, что натуральная любовь
человеческая растерзана и нецелостна, что к ней примешиваются влечения и страсти низшего порядка, которые искажают любовь и мешают видеть
личность и на
личность в ее целости направить чувство.
Вообще космическое начало в этике обычно сочеталось с имперсонализмом, что есть несомненное заблуждение, ибо
личность не есть исключительное достояние
человеческого мира, но всякое бытие есть бытие личное, хотя бы в низшей иерархической ступени.
Государству не принадлежит окончательное решение
человеческих судеб, окончательный суд над
личностью.
И с этим номинализмом и законничеством связаны величайшие несчастья
человеческой жизни, калечащие жизнь
личности во имя бессодержательных форм, во имя отвлеченных законов, во имя слов, из которых ушло всякое реальное содержание.
Продолжение
человеческого рода предполагает утерю девственности, цельности, предполагает рабство
личности и духа у бессознательной родовой стихии, у материи.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «человеческая личность»
Личность, милостивый государь, — вот главное;
человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.
Люди простые, обыкновенные, с требованиями русской общественной, крестьянской, христианской нравственности, оставляли эти понятия и усваивали новые, острожные, состоящие, главное, в том, что всякое поругание, насилие над
человеческою личностью, всякое уничтожение ее позволено, когда оно выгодно.
Универсализм Гегеля, Маркса, Дюргейма, Шпанна и др., признающий примат общества над
человеческой личностью, есть ложный универсализм и основан на логике реализма понятий, для которой общее реальнее индивидуального.
История не щадит
человеческой личности и даже не замечает ее.
Во имя торжества социальности можно совершить насилие над
человеческими личностями, какие угодно средства дозволены для осуществления высшей цели.
Неточные совпадения
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а во-вторых, доложу вам, изучать отдельные
личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного
человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
— «Внутренняя жизнь
личности есть единственно творческая сила
человеческого бытия, и она, а не самодовлеющие начала политического порядка является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства».
Именно те, кого Горький называет неудачным термином «богоискатели», вот уже много лет пытаются перенести центр тяжести внутрь человека, в его глубину, и возложить на
личность человеческую огромную ответственность за жизнь.
Общественность же была оторвана от души
человеческой, от духовной жизни
личности и от души мировой, от жизни космической.
Если мы говорим в противоположность пантеистическому монизму, что Бог есть
личность, то понимать это нужно совсем не в ограниченном и природно-человеческом смысле конкретного образа, с которым возможно для нас личное общение.
Ассоциации к слову «человеческий»
Ассоциации к слову «личность»
Синонимы к словосочетанию «человеческая личность»
Предложения со словосочетанием «человеческая личность»
- По этой причине мера развития человеческой личности является важнейшим критерием и формой оценки социально-демографической политики.
- Ответственность и основополагающая ценность человеческой личности составляют фундамент организованной свободы.
- Например, акцентирование достоинства, ценности отдельной человеческой личности, постоянное подчёркивание необходимости чёткого определения её границ.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «человеческий»
Сочетаемость слова «личность»
Значение слова «человеческий»
Значение слова «личность»
ЛИ́ЧНОСТЬ, -и, ж. 1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЛИЧНОСТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «человеческий»
- Пора сознать, что человеческий разум не ограничен той силой, которую он черпает в узком настоящем, — что в нем есть и другая сила, которая, сочетая в одну мысль и времена протекшие, и времена обетованные, образует его подлинную сущность и возносит его в истинную сферу его деятельности.
- Но если уж человеческий дух решится понять и оценить то, чем пленяется невольно, дознаться причин собственного наслаждения, то непростительно ему остановиться на полдороге: бесстрашная добросовестность и отчетливость до конца — вот главные достоинства критики в обширном смысле, которая, несмотря на вопли ее противников, никому еще не сделала зла.
- Хорошая книга — это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно