Неточные совпадения
При этом от левой радикальной интеллигенции у меня
было бóльшее отталкивание, чем от интеллигенции в собственном
смысле революционной, с которой у меня сохранились некоторые личные связи.
Книга «
Смысл творчества»
была «бурей и натиском», и в ней нашло себе выражение моё самостоятельное философское миросозерцание.
И свобода эта не
есть свобода воли в школьном
смысле, свобода выбора, которая предполагает рационализацию.
Личность не только способна испытывать боль, но в известном
смысле личность
есть боль.
Трансцендирование в экзистенциальном
смысле есть свобода и предполагает свободу,
есть освобождение человека от плена у самого себя.
Но в «Единственном»
есть доля истины, ибо личность
есть универсум, микрокосм и в известном
смысле весь мир
есть её собственность, ей принадлежит, личность не
есть частичное, частное, подчиненное целому и общему.
Поэтому личность
есть элемент революционный в глубоком
смысле слова.
Объективирование и гипостазирование универсальных идей
есть ложный путь преодолений субъективности, не
есть трансцендирование в подлинном
смысле слова.
Пусть человек не
есть богочеловек в том
смысле, в котором Христос — Богочеловек, Единственный.
В известном
смысле можно сказать, что религия вообще социальна,
есть социальная связь.
Эта свобода не
есть свобода воли, как свобода безразличия, не
есть свобода воли в школьном
смысле, она глубже, связана с целостным существованием человека, она
есть свобода духа, творческая духовная энергия.
Аскеза
есть борьба личности против рабства, и только в этом
смысле она допустима.
В тоске
есть что-то трансцендентное в двойном
смысле.
То, что мы называем грехом, виной, раскаянием, не в обыденном, а в экзистенциальном
смысле,
есть лишь порождение трансцендентности, стояние перед трансцендентным при невозможности трансцендирования.
В мире объективированном, обыденном, обезличенном, экстериоризированном не то называют силой, что
есть сила в экзистенциальном
смысле слова.
Я давно усомнился в истинности онтологизма вообще и платоновского онтологизма в частности и выразил это ещё в своей книге «
Смысл творчества», где утверждал примат свободы над бытием, хотя терминология моя
была недостаточно отчетливой и последовательно проведенной.
Христианство совсем не
есть онтологизм в греческом
смысле слова.
Мировой порядок, гармония целого и пр. не имеют никакого экзистенциального
смысла, это
есть царство детерминации, которому всегда противополагается свобода.
Бог не
есть Промыслитель мира, т. е. Мироправитель, Миродержец, Pantokratos, Бог
есть свобода и
смысл, любовь и жертва,
есть борьба против объективированного миропорядка.
Я
буду употреблять слово «природа» и не в
смысле противоположения её культуре, цивилизации или сверхприродному, благодатному и не в старом
смысле космоса или Божия творения и не в
смысле исключительно пространственного материального мира, отличного от души.
Природа в этом
смысле есть мир объективации, т. е. отчужденности, детерминированности, безличности.
В самой жажде общения с внутренней жизнью космоса
есть большая правда, но эта правда относится к космосу в экзистенциальном
смысле, а не к космосу объективированному, который и
есть природа с её детерминацией.
Если произойдет столкновение планет и результатом его
будет космическое разрушение, т. е. нарушение космического лада, то это совершенно нецелесообразно и даже не необходимо в
смысле существования закона для этого столкновения.
Например, чудо совсем не означает нарушения каких-либо законов природы, это
есть явление
смысла в человеческой жизни, обнаруживающееся в природной среде, подчиненной частичным законам.
Правда, мы прорываемся ко внутренней космической жизни, к природе в экзистенциальном
смысле через эстетическое созерцание, которое всегда
есть преображающая творческая активность, через любовь и сострадание, но это всегда означает, что мы прорываемся за пределы объективированной природы и освобождаемся от её необходимости.
Но зависимость познания от социальных отношений людей в более глубоком
смысле есть зависимость от духовного состояния людей.
Между тем как всегда
будут существовать культура и цивилизация, и в известном
смысле цивилизация старее и первичнее культуры, культура образуется позже.
Истина аристократична в том
смысле, что она
есть достижение качества и совершенства в познании, независимо от количества, от мнения и требования человеческих количеств.
В известном
смысле индивидуализм
есть обратная сторона коллективизма.
Когда сатаническая техника войны, техника мирового истребления, сделает войну окончательно невозможной (вероятно, это
будет после того, как значительная часть человечества
будет истреблена), тогда воинственные инстинкты человека в благородном
смысле слова должны
будут искать себе иного выхода.
Аристократ в
смысле кристаллизовавшейся в истории расы
есть человек наиболее детерминированный.
Аристократия
есть каста, и она с трудом приспособляется к организации государства, в известном
смысле она антигосударственна.
Это может
быть каста в собственном
смысле, родовое дворянство.
Буржуа в метафизическом
смысле есть человек, который твердо верит лишь в мир видимых вещей, которые заставляют себя признать, и хочет занять твердое положение в этом мире.
Все революции в известном
смысле были загублены ветхим Адамом, который в новых одеждах является в конце революции.
В этом
смысле социализм
есть социальная проекция христианского персонализма.
Общество неизбежно должно
быть дифференцировано, но дифференцировано не в
смысле социальных классов.
Для всех и для каждого должен
быть гарантирован хлеб, не должно
быть пролетариата, людей пролетаризованных, дегуманизированных и деперсонализированных, труд не должен эксплуатироваться, не должен превращаться в товар, и должен
быть найден
смысл и достоинство труда.
При этом личность должна
быть более социальной в хорошем
смысле и менее социальной в дурном
смысле, то
есть социальной из свободы, а не социальной из детерминизма и рабства.
Нельзя всех любить, если употреблять это слово не в
смысле caritas, любовь
есть выбор.
Но в своей статье «
Смысл любви», может
быть, самой замечательной из всего им написанного, он преодолевает границы безличного платонизма и, впервые в истории христианской мысли, связывает любовь-эрос не с родом, а с личностью.
Любовь имеет в том
смысле связь со смертью, что она
есть победа над смертью и достижение бессмертия.
Его собственный опыт
был, в этом
смысле, трагическим.
Смысл любви может
быть лишь личным, он не может
быть социальным, и он остается скрытым для общества.
И эмансипационное движение, направленное против таких форм семьи, имеет глубокий персоналистический
смысл,
есть борьба за достоинство человеческой личности.
Смысл полового соединения
есть деторождение, продолжение рода.
Есть третья точка зрения:
смысл полового соединения в соединении с любимым, в достижении полноты от этого соединения.
Поэтому
смысл искусства в том, что оно
есть упреждение преображения мира, освобождение от уродства и тяжести действительности.
Бесконечная субъективность может
быть раскрытием реальности в экзистенциальном
смысле слова, а может
быть иллюзорностью и погружать в ложь.
Есть церковь в экзистенциальном
смысле как коммюнотарность, и
есть церкви как объективация, как социальный институт.
Неточные совпадения
Г-жа Простакова. Как теленок, мой батюшка; оттого-то у нас в доме все и избаловано. Вить у него нет того
смыслу, чтоб в доме
была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!
В сем-то
смысле первою мерою воздействия и должна
быть мера кротости.
Но
смысл закона
был ясен, и откупщик на другой же день явился к градоначальнику.
Глуповцы тем быстрее поняли
смысл этого нового узаконения, что они издревле
были приучены вырезывать часть своего пирога и приносить ее в дар.
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны;
есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и
есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не
будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в
смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.