Неточные совпадения
Так прихожу я к антииерархическому персонализму Личность не может быть
частью какого-либо иерархического
целого, она есть микрокосм в потенциальном состоянии.
Личность не есть
часть и не может быть
частью в отношении к какому-либо
целому, хотя бы к огромному
целому, всему миру.
Возрастание личности, реализация личности совсем не означает образования
целого из
частей, но означает творческие акты личности, как
целого, ни из чего не выводимого и ни из чего не слагаемого.
Но повторяю уже сказанное: отношение личности к другому, самому высшему никогда не означает отношения
части к
целому.
Отношение
части к
целому есть отношение математическое, как отношение органа к организму есть отношение биологическое.
Трансцендирование не означает, что личность подчиняется какому-либо
целому, входит как составная
часть в какую-либо коллективную реальность, относится к высшему другому, к высшему существу, как к господину.
Поэтому индивидуализм, производный от слова «индивидуум», совсем не означает независимости по отношению к
целому, к процессу космическому, биологическому и социальному, а означает лишь изоляцию подчиненной
части и бессильное восстание её против
целого.
Но личность совсем не есть клетка и не входит в организм, как
часть в
целое.
Личность находится вне соотношения индивидуально-частного и общеродового, вне соотношения
частей и
целого, органов и организма.
Согласно этому учению, мировое
целое, организованное иерархически, состоит из личностей разных иерархических ступеней, причем каждая личность подчинена высшей ступени, входит в нее, как подчиненная
часть или орган.
Иерархическая концепция принуждена признать человеческую личность
частью в отношении к иерархическому
целому, она оказывается ценностью лишь в отношении к этому
целому и от этого
целого получает свою ценность.
И это другое никогда не есть
целое, не есть отвлеченное единство, в которое личность должна вступить как
часть, это отношение личности к личности и к личностям.
В универсально-общем, в мировом порядке, в мировой гармонии торжествует справедливость, разум, благо, красота, несправедливость же, безумие, страдание, уродство существуют лишь в
частях, не желающих подчиниться
целому.
Уже Бл. Августин высказал эту не христианскую, античную точку зрения на гармонию
целого, оправдывающую зло, связанное с
частями.
Мы должны говорить обратное тому, что всегда говорят: божественное обнаруживается в «
частях», никогда не в «
целом», в индивидуальном, никогда не в общем, оно обнаруживается не в миропорядке, ничего общего с Богом не имеющем, а в восстании страдающей личности против миропорядка, восстании свободы против необходимости.
При этом Бог всегда оказывается самодержавным монархом, пользующимся всякой
частью мира, всякой индивидуальностью для установления общего миропорядка, для управления
целым во Божию славу.
Нельзя апеллировать к
целому природы с жалобой на беспорядок
частей.
Объективированный мир совсем не целесообразен, или, вернее, его целесообразность лишь частичная, она имманентна процессам, происходящим в известных
частях мира, но её нет в столкновении и взаимодействии этих
частей, её нет в
целом, ибо и
целого нет.
Но «я» входит в «мы» — общество, как
часть в
целое, как орган в организм, лишь в качестве индивидуума, в качестве природного человека.
В качестве личности «я» никогда не входит в общество, как
часть в
целое, как орган в организм.
Личность ни на одно мгновение не становится
частью какого-то организма, какого-то иерархического
целого.
Индивидуализм есть изоляция
части от
целого или восстание
части против
целого.
Но быть
частью какого-либо
целого, хотя бы восстав против этого
целого, — значит уже быть экстериоризированным.
Лишь в мире объективации, т. е. в мире отчужденности, безличности и детерминизма, существует то отношение
части и
целого, которое обнаруживается в индивидуализме.
Войско есть некоторый иерархический организм, в котором каждый чувствует себя
частью, приобщается к
целому и занимает определенное место.
Война и войско не могут не рассматривать человеческой личности как средства, как подчиненной
части нечеловеческого
целого.
Из всех «сверхличных» ценностей легче всего человек соглашается подчинить себе ценности национального, он легче всего чувствует себя
частью национального
целого.
Апеллируя к национальному
целому, хотят задавить
части, состоящие из людей, существ, способных страдать и радоваться.
Идеологи национализма гордятся тем, что они представляют
целое, в то время как разные другие направления представляют
части, те или иные классы.
Вчерашний Павел Павлович, разумеется, был не тот Павел Павлович, который был ему известен в Т. Он нашел, что он до невероятности изменился, но Вельчанинов знал, что он и не мог не измениться и что все это было совершенно естественно; господин Трусоцкий мог быть всем тем, чем был прежде, только при жизни жены, а теперь это была только
часть целого, выпущенная вдруг на волю, то есть что-то удивительное и ни на что не похожее.
Неточные совпадения
Стародум(с важным чистосердечием). Ты теперь в тех летах, в которых душа наслаждаться хочет всем бытием своим, разум хочет знать, а сердце чувствовать. Ты входишь теперь в свет, где первый шаг решит часто судьбу
целой жизни, где всего
чаще первая встреча бывает: умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствиях. О мой друг! Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
Во-первых, они окружили себя
целою сетью доносов, посредством которых до сведения Грустилова доводился всякий слух, к посрамлению его чести относящийся; во-вторых, они заинтересовали в свою пользу Пфейфершу, посулив ей
часть так называемого посумного сбора (этим сбором облагалась каждая нищенская сума́; впоследствии он лег в основание всей финансовой системы города Глупова).
Все наперерыв спешили обрадовать Беневоленского: каждый приносил лучшую
часть, а некоторые дарили даже по
целому пирогу.
Месяца четыре все шло как нельзя лучше. Григорий Александрович, я уж, кажется, говорил, страстно любил охоту: бывало, так его в лес и подмывает за кабанами или козами, — а тут хоть бы вышел за крепостной вал. Вот, однако же, смотрю, он стал снова задумываться, ходит по комнате, загнув руки назад; потом раз, не сказав никому, отправился стрелять, —
целое утро пропадал; раз и другой, все
чаще и
чаще… «Нехорошо, — подумал я, — верно, между ними черная кошка проскочила!»
Ах! боже мой! неужли я из тех, // Которым
цель всей жизни — смех? // Мне весело, когда смешных встречаю, // А
чаще с ними я скучаю.