Цитаты со словом «а»
Идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия,
а не процветанию церкви, не возрастанию духовной жизни.
Бецкий сказал о помещиках, что они говорят: «Не хочу, чтобы философами были те, кто мне служить должны» [См.:
А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Новиков идеи равенства выводил из Евангелия,
а не из естественного права.
[См. книгу Пыпина «Религиозные движения при Александре»,
а также его книгу «Русское масонство XVIII века и первой четверти XIX века».
Великие русские писатели XIX в. будут творить не от радостного творческого избытка,
а от жажды спасения народа, человечества и всего мира, от печалования и страдания о неправде и рабстве человека.
Но основной русской темой будет не творчество совершенной культуры,
а творчество лучшей жизни.
Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем,
а иногда в прошедшем.
Он замечателен не оригинальностью мысли,
а оригинальностью своей чувствительности, своим стремлением к правде, к справедливости, к свободе.
Главное у него не было государства,
а благо народа.
Русские в своем творческом порыве ищут совершенной жизни,
а не только совершенных произведений.
Даже русский романтизм стремился не к отрешенности,
а к лучшей действительности.
Щапов, увлеченный естественными науками в соответствии со своей эпохой, особенно подчеркивал, что нашему народному мышлению свойственно реальное,
а не гуманистическое направление [См. цитированную книгу Щапова.].
Поразительно, что философия была под подозрением и подвергалась гонению сначала справа, от русского обскурантизма,
а потом и слева, где ее заподозревали в спиритуализме и идеализме, считавшихся реакционными.
Через тоталитарное мышление она искала совершенной жизни,
а не только совершенных произведений философии, науки, искусства.
И еще долго у нас по-настоящему не возникнет философской культуры,
а будут лишь одинокие мыслители.
Любомудру дорога была не политическая,
а духовная свобода.
А. Кошелев и И. Киреевский, впоследствии славянофилы, были любомудрами.
Творческое претворение шеллингианства и еще более гегелианства было не у шеллингианцев в собственном смысле,
а у славянофилов.
В 30-х годах у нас возникло тоже увлечение социальным мистицизмом, но это уже не под влиянием немцев,
а французов, главным образом Ламенэ.
Закончу это историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: «Не в силе Бог,
а в правде».
Для истории русской мысли, для ее нерегулярности характерно, что первый русский философ истории Чаадаев был лейб-гусарский офицер,
а первый оригинальный богослов Хомяков был конно-гвардейский офицер.
И еще о нем: «Всегда мудрец,
а иногда мечтатель, и ветреной толпы бесстрастный наблюдатель».
Особенно интересовала Чаадаева не личность,
а общество.
Несомненно, некоторое влияние на Чаадаева имели теократические идеи Ж. де Местра и де Бональда,
а также философии Шеллинга.
«Не через родину,
а через истину ведет путь к небу».
«Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества,
а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».
Тургенев вспоминает, что когда в разгаре спора кто-то предложил поесть, то Белинский воскликнул: «Мы еще не решили вопроса о существовании Бога,
а вы хотите есть!» 40-е годы были эпохой напряженной умственной жизни.
Только Хомяков разубедил его в этой отнюдь не православной мысли, и он исправил свою диссертацию под влиянием Хомякова [См. материалы у Колюпанова: «Биография
А. Кошелева».].
Интересно отметить, что русскую историческую науку разрабатывали, главным образом, западники,
а не славянофилы.
Это есть типология, характеристика духовных типов,
а не характеристика действительной истории.
Но эта органичность была лишь в их идеальном будущем,
а не в действительном историческом прошлом.
Это были «Записки по всемирной истории», которые составляют три тома его собрания сочинений [См. мою книгу «
А. С. Хомяков».].
Несмотря на устарелость,
а часто и неверность взглядов Хомякова на историю, центральная мысль его замечательна и сохраняет свой интерес.
Он говорит, что русская образованность есть лишь высшая ступень западной,
а не иная.
Ив. Киреевский не хотел возвращения внешних особенностей старой России,
а только духовной целостности Православной Церкви.
Он думал, что народ, который и есть единственный собственник земли, передал ему земельное богатство и поручил ему владеть землей [См. об этом мою книгу «
А. С. Хомяков».].
К. Аксаков учил, что русский народ государственности не хочет, он хочет для себя не политической свободы,
а свободы духа.
Община была для них не исторической,
а внеисторической величиной, как бы «иным миром» в этом мире.
Это русское,
а не западное впечатление.
Русские суждения о собственности и воровстве определяются не отношением к собственности как социальному институту,
а отношением к человеку.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа»,
а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты и империалисты. «Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да и не может быть иным мессианское сознание.
Французы взяли за основу и впитали в себя разрушительный принцип революции,
а философы взяли за основу картезианское сомнение, которое по сути своей не лучше скептицизма…
Особенно благодаря тому, что Русская Церковь отстаивала ранний католицизм в борьбе с его врагами — папизмом и протестантизмом,
а также благодаря тому, что она не отрицала разум, как это делала Римская Церковь, и не допускала при этом возможности появления заблуждений, которые могут отсюда возникать, как это происходит в протестантизме — она единственная способна стать посредником, что, впрочем, должно быть сделано единственной основой науки в России — и самими русскими».
«Где, в каком углу современного Запада найдете вы такие группы отшельников мысли, схимников науки, фанатиков убеждений, у которых седеют волосы,
а стремления вечно юны?» Это и есть русская интеллигенция.
Но черты «идеалиста» не исчезли совсем и тогда, когда начали увлекаться не Шеллингом и Гегелем,
а материализмом и позитивизмом.
Гегелевскую философию он узнал не через чтение книг самого Гегеля,
а через рассказы о Гегеле Бакунина, который читал его по-немецки.
Он говорил, что Россия есть синтез всех элементов, сам хотел быть синтезом всех элементов, но осуществлял это не одновременно, всегда впадая в крайности,
а последовательно во времени.
Русские марксисты будут западниками в другом смысле,
а в марксизме коммунистов раскроются некоторые черты русского мессианизма.
А этика Герцена решительно персоналистическая.
«Объясните мне, пожалуйста, — говорит он, — отчего верить в Бога смешно,
а верить в человека не смешно; верить в человечество не смешно, а верить в Царство Небесное — глупо, а верить в земные утопии — умно?» Из западных социальных мыслителей ему ближе всех Прудон.
Цитаты из русской классики со словом «а»
Предложения со словом «а»
- Ну а потом уже можно сажать прибрежные растения, наливать воду до верха водоёма и сажать водные растения.
- Смотаться-то отсюда наверняка можно, а вот потом будет хлопотно.
- – Ну а теперь можете продолжать завтрак, – милостиво позволил сэнсэй.
- (все предложения)
Значение слова «а»
А1, нескл., ср. Название первой буквы русского алфавита.
А2, союз. I. противительный. 1. Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив.
А3, частица. 1. побудительная. Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания.
А4, междом. Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния. 1. Выражает припоминание, догадку, удивление. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова А
Афоризмы русских писателей со словом «а»
- Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем.
- Народ — жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питательная почва зла.
- Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно