Цитаты со словом «духовная»
Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и вместе с тем век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных
духовных и социальных исканий.
Но рыцарство не развилось на
духовной почве православия.
В
духовных стихах была высокая оценка нищенства и бедности.
В
духовных стихах есть очень большое чувство социальной неправды.
Г. Федотов подчеркивает, что в
духовных стихах недостает веры в Христа-Искупителя, Христос остается судьей, т. е. народ как бы не видит кенозиса Христа.
Нил Сорский сторонник более
духовного, мистического понимания христианства, защитник свободы по понятиям того времени, он не связывал христианство с властью, был противник преследования и истязания еретиков.
В
духовных стихах Русь — вселенная, русский царь — царь над царями, Иерусалим та же Русь, Русь там, где истина веры.
Духовный провал идеи Москвы, как Третьего Рима, был именно в том, что Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя и, наконец, как Третий Интернационал.
Идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия, а не процветанию церкви, не возрастанию
духовной жизни.
Так же в жизни религиозной многие секты и ереси были уходом из официальной церковности, в которой был тот же гнет, что и в государстве, и
духовная жизнь омертвела.
Историки, не интересующиеся
духовной стороной вопроса, достаточно выяснили, что без реформ Петра самое русское государство не могло бы себя защитить и не могло бы развиваться.
В масонской атмосфере происходило
духовное пробуждение.
Он искал очищенного
духовного христианства и написал книгу о внутренней церкви.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный
духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Это была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской
духовной культуры XIX в.
Роковой была также фигура архимандрита Фотия, представителя «черносотенного» православия, для которого и министр
духовных дел, кн.
Действительное
духовное и освободительное движение было только в очень небольшой группе.
Он будет раскрывать
духовные основы этого скитальчества.
У русского человека действительно есть реалистическая складка, есть большие способности к техническим изобретениям, но это вполне соединимо с его
духовными исканиями и с любовью философствовать о жизни.
Она нашла себе приют, главным образом, в
духовных академиях.
Но влияние немецкой философии и немецкой
духовной культуры было в высшей степени плодотворным.
Любомудру дорога была не политическая, а
духовная свобода.
Россия может еще занять высшее положение в
духовной жизни Европы.
Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на
духовной почве православия.
Славянофилы искали в истории, в обществе и культуре ту же
духовную целостность, которую находили в душе.
Они хотели открыть оригинальный тип культуры и общественного строя на
духовной почве православия.
Это есть типология, характеристика
духовных типов, а не характеристика действительной истории.
Он был наиболее близок к Оптиной Пустыни,
духовному центру православия, и в конце жизни окончательно погрузился в восточную мистику, изучал святоотеческую литературу.
Ив. Киреевский не хотел возвращения внешних особенностей старой России, а только
духовной целостности Православной Церкви.
Они духовно жили еще до Достоевского, до восстания Л. Толстого, до кризиса человека, до
духовной революции.
Но это есть
духовное, как бы метафизическое свойство русского народа, не прикрепленное ни к каким экономическим формам.
Но это принадлежит к
духовным чертам русского народа.
Гоголь один из самых загадочных русских писателей [См. книгу К. Мочульского «
Духовный путь Гоголя».].
В его
духовном типе было что-то нерусское.
При этом нужно сказать, что Нечаев, которого автор «Бесов» неверно изображает, был настоящим аскетом и подвижником революционной идеи и в своем «Катехизисе революционера» пишет как бы наставление к
духовной жизни революционера, требуя от него отречения от мира.
Бухарев, один из наиболее интересных богословов, порожденных нашей
духовной средой. Он был архимандритом и ушел из монашества. Он интегрировал человечность целостному христианству. Он требует приобретения Христа всей полнотой человеческой жизни. Всякая истинная человечность для него Христова. Он против умаления человеческой природы Христа, против всякой монофизической тенденции.
Толстовское учение о непротивлении, толстовское отрицание насилий истории могло возникнуть лишь на русской
духовной почве.
Эта тема поставлена еще Чаадаевым и потом повторяется постоянно в нашей умственной и
духовной истории.
Большую роль будут играть интеллигенты, вышедшие из
духовного сословия.
Но он не понимает, что натурализму в социологии нужно противополагать
духовные начала, которые он не хочет признать, и он не видит, что сам остается натуралистом в социологии.
Его «Катехизис революционера» есть своеобразно-аскетическая книга, как бы наставление к
духовной жизни революционера.
Ему приходилось преодолевать в себе тяжесть земли, свою теллурическую природу, и он проповедовал
духовную религию, близкую к буддизму.
Он пережил
духовное потрясение и, по обычной терминологии, из революционера стал реакционером и обличал неправду революционного миросозерцания, атеистического социализма.
Он многое очень глубоко понял и прозрел, увидал
духовную подпочву явлений, которые на поверхности представлялись лишь социальными.
Многое в «Дневнике писателя» совсем не соответствует
духовной глубине его романов.
Но, с другой стороны, зло есть
духовный опыт человека, путь человека.
Обогащает не самое зло, обогащает та
духовная сила, которая пробуждается для преодоления зла.
В его первичную интуицию
духовного всеединства мира входит и осуществление социальной правды, создание совершенного общества.
Духовные же течения делались более равнодушными к социальной теме.
Нигилизм типически русское явление, и он родился на
духовной почве православия, в нем есть переживание сильного элемента православной аскезы.
Цитаты из русской классики со словом «духовная»
У него два лика: один обращен к охранению, к закрепощению национально-религиозного быта, выдаваемого за подлинное бытие, — образ
духовной сытости, а другой лик — пророческий, обращенный к граду грядущему, — образ
духовного голода.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного, культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Но я не был атеистом, если под атеизмом понимать отрицание высшего
духовного начала, независимых от материального мира
духовных ценностей.
Начатки
духовной жизни во Христе бывают слабы: Христос рождается в яслях от бедной, горькой Марии; одне высшие
духовные силы нашего бытия, ангелы и мудрые Востока, знают небесное его достоинство; могут однакоже и низшие душевные силы, пастыри, ощутить сие рождение, если оне бдят и примечают.
Деятельность русской церкви, несмотря на весь тот внешний лоск современности, учености, духовности, который ее члены теперь начинают принимать в своих сочинениях, статьях, в
духовных журналах и проповедях, состоит только в том, чтобы не только держать народ в том состоянии грубого и дикого идолопоклонства, в котором он находился, но еще усиливать и распространять суеверие и религиозное невежество, вытесняя из народа живущее в нем рядом с идолопоклонством жизненное понимание христианства.
Ассоциации к слову «духовная»
Синонимы к слову «духовная»
Предложения со словом «духовная»
- Так решает исторический материализм вопрос об отношении между общественным бытием и общественным сознанием, между условиями развития материальной жизни и развитием духовной жизни общества.
- Во многих аспектах развитие духовного мира человека определяется языком, который уже содержит в себе определённые мировоззренческие константы.
- Значимым результатом усилий в области неопсихологии стало возникновение многих центров и онлайн-школ, направленных на обучение людей техникам и практикам духовного развития и самопознания.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «духовный»
Что (кто) бывает «духовной»
Значение слова «духовный»
ДУХО́ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к дух (в 1 и 2 знач.); связанный с внутренним, нравственным миром человека. Духовный мир человека. Духовные интересы. Духовные запросы. Духовные силы. Духовная близость. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДУХОВНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «духовная»
- Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счете судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков.
- Национальный язык, так же как и сама нация, складывается веками и должен бережно охраняться, как охраняются духовные ценности непреходящего значения.
- Светская любовь лишь долг певца,
духовная любовь — лишь плоть аббата.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно