Цитаты со словом «признать»
Нужно
признать характерным свойством русской истории, что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Но если и
признать болгарское происхождение идеи инока Филофея, то это не меняет значения этой идеи для судьбы русского народа.
Историки сейчас
признают, что уже XVII век был веком раскола и началом западного образования, началом критической эпохи.
Во вторую половину своей жизни Чаадаев
признает также величие православия.
Славянофилы не поняли неизбежности реформы Петра для самой миссии России в мире, не хотели
признать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России мысль и слово, и мысль самих славянофилов, стала возможна и великая русская литература.
Западники не поняли своеобразия России, не хотели
признать болезненности реформы Петра, не видели особенности России.
Более поздний славянофил, К. Аксаков, в отличие от Н. Данилевского,
признавал идею общечеловеческой культуры.
К. Леонтьев
признает хомяковское православие не настоящим, слишком либеральным и модернизированным и будет противопоставлять ему аскетически-монашеское, суровое, византийское, афонское православие.
И это, вероятно, связано с тем, что русские — коммюнотарны, но не социализированы в западном смысле, т. е. не
признают примата общества над человеком.
Герцен, который не был близок к кружку Станкевича и представлял социально настроенное западничество, тоже прошел через увлечение Гегелем и
признал философию Гегеля алгеброй революции.
Возможен только более богатый культурно-исторический тип, совмещающий в себе больше черт, а таким Данилевский
признает тип славяно-русский.
Эта мысль имела у Гегеля обратную сторону, он
признавал лишь разумное действительным.
Он проповедует смирение разума перед историческими силами,
признает особую нравственность для завоевателей, для великих художников и пр.
Его
признают изменником освободительного движения.
Но они привели к коммунистической революции, которая отказалась
признать человечность своим пафосом.
Братство и гуманизм он
признает лишь для личного спасения души.
Но он изначально
признал абсолютное верховенство человека, для него человек был верховной ценностью, не подчиненной ничему высшему, и потому гуманитаризм его подвергся экзистенциальному диалектическому процессу разложения.
Но его можно
признать, как я уже говорил, одним из предшественников русского марксистского социализма и даже коммунизма.
Он
признавал положительное значение за развитием в России буржуазии.
Интеллигенты 60-х годов, «мыслящие реалисты», не
признавали игры творческих избыточных сил, не признавали всего рождающегося от избытка досуга.
Бухарев, один из самых замечательных русских богословов,
признал «Что делать?» христианской по духу книгой.
Но он не понимает, что натурализму в социологии нужно противополагать духовные начала, которые он не хочет
признать, и он не видит, что сам остается натуралистом в социологии.
Лавров утверждал антропологизм в философии и основным двигателем исторического процесса
признавал критически мыслящие личности.
Народничество Лаврова выражалось, главным образом, в том, что он
признает вину интеллигенции перед народом и требует уплаты долга народу.
Наибольший идеологический интерес, как теоретик революции, представлял П. Ткачев, которого нужно
признать предшественником Ленина [См.: П. Н. Ткачев.
Он был также литературным критиком, очень плохим,
признал «Войну и мир» бездарным и вредным произведением.
Он говорил, что для того, чтобы победить неправду социализма, нужно
признать правду социализма и осуществить ее.
Но Вл. Соловьев не был народником, и, в отличие от других представителей русской мысли, он
признает положительную миссию государства, требуя только, чтобы государство было подчинено христианским началам.
Он, во всяком случае, всегда стремился к осуществлению христианской правды не только в жизни личной, но и в жизни общественной и резко восставал против дуализма, который
признавал евангельскую мораль для личности, для общества же допускал мораль звереподобную.
Очень интересны слова, сказанные им на процессе 1 марта: «Крещен в православии, но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа
признаю.
Я верю в истину и справедливость этого учения и торжественно
признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них пострадать: такова моя вера» [См.: А. Воронский. «Желябов».
Нельзя
признавать историческим лишь то, что нравится консервативным вкусам.
Историк умственного развития России Щапов, близкий идеям Писарева, считал идеалистическую философию и эстетику аристократическими и
признавал демократическими естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Лучше был принцип развития, который
признавали нигилисты, — личность реализуется в процессе развития, но развитие понималось в духе натуралистической эволюционной теории.
Но революция их не
признала, как и они бы ее не признали.
Он, в сущности, не
признавал возможности существования христианского государства.
Он
признает, что у русского народа есть склонность к анархии, но считает это великим злом.
Своими духовными предшественниками он
признавал Стеньку Разина и Пугачева.
Вл. Соловьев, при всем своем мистицизме, строил очень разумные, рассудительные, безопасные планы теократического устройства человеческой жизни, с государями, с войной, с собственностью, со всем, что мир
признает благом.
Никто, за исключением отдельных святых или чудаков, даже не пробует строить свою жизнь на евангельских началах, и все практически уверены, что это привело бы к гибели жизни, и личной, и общественной, хотя это не мешает им теоретически
признавать абсолютное значение за евангельскими началами, но значение внежизненное по своей абсолютности.
Он прав, что насилием нельзя побороть зла и нельзя осуществить добра, но он не
признает, что насилию нужно положить внешнюю границу.
Рационализм
признавали первородным грехом западной мысли, и она неверно окрашивалась почти целиком в рациональный цвет.
Но оригинальной особенностью русской религиозной и философской мысли нужно
признать ее тоталитарный характер, ее искание целостности.
Между тем как друг и последователь Хомякова Ю. Самарин предлагал
признать Хомякова учителем Церкви.
«Никакого главы церкви, ни духовного, ни светского, мы не
признаем.
«Христианство есть не иное что, как свобода во Христе»… «Я
признаю церковь более свободною, чем протестанты…
Синода признавались его друзьями и учениками [Кн. А. Оболенский и Лукьянов.], от него пошли братья Трубецкие и столь отличный от них С. Булгаков, с ним себя связывали и ему поклонялись, как родоначальнику, русские символисты А. Блок и А. Белый, и Вячеслав Иванов готов был
признать его своим учителем, его считали своим антропософы.
Вл. Соловьев говорит, что для того, чтобы преодолеть неправду социализма, нужно
признать правду социализма.
Соловьев
признает, и вместе с тем богочеловеческий процесс, который приводит к Богочеловечеству, для него, как будто бы, есть необходимый, детерминированный процесс эволюции.
Традиционное христианское сознание не
признавало смысла любви и даже не замечало ее, для него существовало только оправдание соединения мужчины и женщины для деторождения, т. е. оправдание родовое.
Цитаты из русской классики со словом «признать»
Я согласен, что в действительности Феденька многого не делал и не говорил из того, что я заставил его делать и говорить, но я утверждаю, что он несомненно все это думал и, следовательно, сделал бы или сказал бы, если б умел или смел. Этого для меня вполне достаточно, чтоб
признать за моим рассказом полную реальность, совершенно чуждую всякой фантастичности.
Поэтому оправдывать себя перед гносеологами по критериям, выдуманным самими гносеологами, я отказываюсь, и отказываюсь вполне правомерно: я отрицаю их критерии, не
признаю их суда, считаю противозаконной всю их деятельность.
Я давно заметил, что представители ортодоксии и авторитета, в сущности, никакого авторитета для себя не
признают; они себя считают авторитетом и обличают в ересях митрополитов и епископов; для себя они
признают большую свободу и отрицают ее лишь для других.
— Это несчастие роковое, и надо
признать его. Я
признаю это несчастие совершившимся фактом и стараюсь помочь и ей и тебе, — сказал Степан Аркадьич.
— В этом вы правы, признаюсь, но это было невольно, и я тотчас же сказал себе тогда же, что мои личные чувства не должны иметь влияния на дело, потому что если я сам себя
признаю уже обязанным удовлетворить требования господина Бурдовского, во имя чувств моих к Павлищеву, то должен удовлетворить в каком бы то ни было случае, то есть, уважал бы или не уважал бы я господина Бурдовского.
Ассоциации к слову «признать»
Синонимы к слову «признать»
Предложения со словом «признать»
- Давно бы следовало признать очевидный факт – лес перед домом колдуна заколдован.
- Неизбежно нам приходится признать существование силы, которая выступает как причина всего этого проявленного.
- При условии, что доказательство оправдательное, суд должен признать доказательство полученным законно.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «признать»
Значение слова «признать»
ПРИЗНА́ТЬ, -зна́ю, -зна́ешь; прич. страд. прош. при́знанный, -нан, -а, -о; сов., перех. (несов. признавать). 1. Разг. Узнать по каким-л. признакам, данным; распознать. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРИЗНАТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «признать»
- Восторженность на людей тихих, кротких и спокойных всегда производит неприятное впечатление; они не могут признать естественным такого состояния духа.
- Надо с грустью признать, что человечество, как и прежде, упорно не желает извлекать уроков из чужого опыта.
- За самостоятельный, по развитию и обращению, язык должно признать тот, у которого есть своя грамматика; за наречие — незначительное уклонение от него, без своей грамматики и письменности; говор — еще менее значительное уклонение, относящееся более к особенностям произношения и напеву, по пословице: что город, то норов, что деревня, то обычай, что двор, то говор.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно