Цитаты со словом «силою»
У русского народа была огромная
сила стихии и сравнительная слабость формы.
Нужно признать характерным свойством русской истории, что в ней долгое время
силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Русский народ был подавлен огромной тратой
сил, которой требовали размеры русского государства.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность
сил русского народа и есть залог его великого будущего.
С этим связана огромная
сила русской хоровой песни и пляски.
Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с
силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя.
Она надорвала
силы России.
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые
силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Пытки и истязания, которые вынес Аввакум, превосходили человеческие
силы.
Раскол подорвал
силы русской церкви, умалил авторитет иерархии и сделал возможной и объяснимой церковную реформу Петра.
Возросла
сила дворянства, которое стало совсем чуждо народу.
Священный союз стал реакционной
силой.
Русские искали в западной мысли прежде всего
сил для изменения и преображения собственной неприглядной действительности, искали прежде всего ухода из настоящего.
Они находили эти
силы в немецкой философской мысли и французской социальной мысли.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную
силу, но также и на религиозные верования народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.
Интеллигенция и была раздавлена между двумя
силами — силой царской власти и силой народной стихии.
Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной
силой.
Но все же, по мнению Щапова, в
силу реалистического склада русского народа в прошлом, у нас преобладало прикладное, механическое естествознание.
Отчасти оно связано с тем, что в России классическое образование, в отличие от Запада, стало реакционной
силой.
Закончу это историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: «Не в
силе Бог, а в правде».
Чаадаев думал, что
силы русского народа не были актуализированы в его истории, они остались как бы в потенциальном состоянии.
Неактуализированность
сил русского народа в прошлом, отсутствие величия в его истории делаются для Чаадаева залогом возможности великого будущего.
Скрытые, потенциальные
силы могут себя обнаружить в будущем.
«Воспользуемся же огромным преимуществом, в
силу которого мы должны повиноваться только голосу просвещенного разума, сознательной воли».
«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило внутреннюю целость духа; там развитие
сил разума, — здесь стремление к внутреннему, живому».
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных
сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере».
Это остается в
силе и если отвергнуть славянофильскую концепцию истории.
Такой
силы обличения трудно встретить и у западников.
Но более прав К. Леонтьев, который отрицал семейственность русских и большую
силу видел в самодержавном государстве.
Самый наивный из славянофилов, К. Аксаков, говорил: «Нравственное дело должно и совершаться нравственным путем, без помощи внешней, принудительной
силы.
И остается непонятным, откуда личность возьмет
силы противопоставить свою свободу власти природы и общества, власти детерминизма.
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль
силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание исторического процесса.
Россия есть Великий Востоко-Запад, она есть целый огромный мир, и в русском народе заключены великие
силы.
Он разрешит вопросы, которые Запад уже не в
силах разрешить, которые он даже не ставит во всей их глубине.
В нем ни великодушных стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах, словом, — ничего, свидетельствующего о здравом, естественном и энергичном развитии нравственных
сил…
Он вдруг проникается мыслью, что право есть
сила и сила есть право, он оправдывает завоевателей.
Он проповедует смирение разума перед историческими
силами, признает особую нравственность для завоевателей, для великих художников и пр.
Это с наибольшей
силой будет развито в «Легенде о Великом Инквизиторе» [См. мою книгу «Миросозерцание Достоевского».].
У него было сильное чувство демонических и магических
сил.
Этот же хаос Тютчев чувствует и за внешними покровами истории и предвидит катастрофы. Он не любит революцию и не хочет ее, но считает ее неизбежной. Русской литературе свойствен профетизм, которого нет в такой
силе в других литературах. Тютчев чувствовал наступление «роковых минут» истории. В стихотворении, написанном по совсем другому поводу, есть изумительные строки...
Бесчеловечность, жестокость, несправедливость, рабство человека были объективированы в русском государстве, в империи, были отчуждены от русского народа и превратились во внешнюю
силу.
Раненные страданиями человеческими, исходящие от жалости, проникнутые пафосом человечности, не принимали империи, не хотели власти, могущества,
силы.
Как я говорил уже, есть внутренняя экзистенциальная диалектика, в
силу которой гуманизм переходит в антигуманизм, самоутверждение человека приводит к отрицанию человека.
Христианский Запад истощил свои
силы в разнообразной человеческой активности.
В России раскрытие творческих
сил человека в будущем.
В греческом сознании человек зависел от космических
сил, греческое миросозерцание космоцентрично.
В европейском мещанском мире он видит два стана: «С одной стороны, мещане-собственники, упорно отказывающиеся поступиться своими монополиями, с другой — неимущие мещане, которые хотят вырвать из их рук их достояние, но не имеют
силы, т. е., с одной стороны, скупость, с другой — зависть.
Интеллигенты 60-х годов, «мыслящие реалисты», не признавали игры творческих избыточных
сил, не признавали всего рождающегося от избытка досуга.
Он требует полезного труда, проповедует идею экономии
сил.
Христианство — антропоцентрично, оно освобождает человека от власти объективного мира и космических
сил.
Цитаты из русской классики со словом «силою»
«Господи Боже
сил. Боже спасения нашего! Призри ныне в милостях и щедротах на смиренныя люди Твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг смущаяй землю Твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны: се люди беззаконнии собрашася, еже погубити достояние Твое, разорити честный Иерусалим Твой, возлюбленную Твою Россию: осквернити храмы Твои, раскопати алтари и поругатися Святыне нашей. Доколе. Господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребити имать законопреступный власть?
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и
силу.
Она определяется
силой жертвенного духа народа, его исключительной вдохновленностью царством не от мира сего, она не может притязать на внешнюю власть над миром и не может претендовать на то, чтобы даровать народу земное блаженство.
А мне ли не твердили с детских лет, что покорностью цветут города, благоденствуют селения, что она дает
силу и крепость недужному на одре смерти, бодрость и надежду истомленному работой и голодом, смягчает сердца великих и сильных, открывает двери темницы забытому узнику… но кто исчислит все твои благодеяния, все твои целения, о матерь всех доблестей?
Ибо и отрекшиеся от христианства и бунтующие против него в существе своем сами того же самого Христова облика суть, таковыми же и остались, ибо до сих пор ни мудрость их, ни жар сердца их не в
силах были создать иного высшего образа человеку и достоинству его, как образ, указанный древле Христом.
Ассоциации к слову «сила»
Предложения со словом «силою»
- Кроме того, необходимость заставляла учитывать такой важный фактор, как оснащение вооружённых сил новой техникой и вообще новыми средствами, чего не было в прежних армиях.
- Я из последних сил старалась сохранять спокойное выражение лица и изредка кивать, но моё удивление нарастало с каждым мгновением.
- Он пошёл вперёд, словно после хорошего ночного сна, но новых сил хватило ненадолго.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «сила»
Афоризмы русских писателей со словом «силою»
Дополнительно