Цитаты со словом «силою»

Область
поиска
Область
поиска
У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы.
Нужно признать характерным свойством русской истории, что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии.
Русский народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог его великого будущего.
С этим связана огромная сила русской хоровой песни и пляски.
Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя.
Она надорвала силы России.
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Пытки и истязания, которые вынес Аввакум, превосходили человеческие силы.
Раскол подорвал силы русской церкви, умалил авторитет иерархии и сделал возможной и объяснимой церковную реформу Петра.
Возросла сила дворянства, которое стало совсем чуждо народу.
Священный союз стал реакционной силой.
Русские искали в западной мысли прежде всего сил для изменения и преображения собственной неприглядной действительности, искали прежде всего ухода из настоящего.
Они находили эти силы в немецкой философской мысли и французской социальной мысли.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную силу, но также и на религиозные верования народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.
Интеллигенция и была раздавлена между двумя силами — силой царской власти и силой народной стихии.
Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой.
Но все же, по мнению Щапова, в силу реалистического склада русского народа в прошлом, у нас преобладало прикладное, механическое естествознание.
Отчасти оно связано с тем, что в России классическое образование, в отличие от Запада, стало реакционной силой.
Закончу это историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: «Не в силе Бог, а в правде».
Чаадаев думал, что силы русского народа не были актуализированы в его истории, они остались как бы в потенциальном состоянии.
Неактуализированность сил русского народа в прошлом, отсутствие величия в его истории делаются для Чаадаева залогом возможности великого будущего.
Скрытые, потенциальные силы могут себя обнаружить в будущем.
«Воспользуемся же огромным преимуществом, в силу которого мы должны повиноваться только голосу просвещенного разума, сознательной воли».
«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило внутреннюю целость духа; там развитие сил разума, — здесь стремление к внутреннему, живому».
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере».
Это остается в силе и если отвергнуть славянофильскую концепцию истории.
Такой силы обличения трудно встретить и у западников.
Но более прав К. Леонтьев, который отрицал семейственность русских и большую силу видел в самодержавном государстве.
Самый наивный из славянофилов, К. Аксаков, говорил: «Нравственное дело должно и совершаться нравственным путем, без помощи внешней, принудительной силы.
И остается непонятным, откуда личность возьмет силы противопоставить свою свободу власти природы и общества, власти детерминизма.
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание исторического процесса.
Россия есть Великий Востоко-Запад, она есть целый огромный мир, и в русском народе заключены великие силы.
Он разрешит вопросы, которые Запад уже не в силах разрешить, которые он даже не ставит во всей их глубине.
В нем ни великодушных стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах, словом, — ничего, свидетельствующего о здравом, естественном и энергичном развитии нравственных сил
Он вдруг проникается мыслью, что право есть сила и сила есть право, он оправдывает завоевателей.
Он проповедует смирение разума перед историческими силами, признает особую нравственность для завоевателей, для великих художников и пр.
Это с наибольшей силой будет развито в «Легенде о Великом Инквизиторе» [См. мою книгу «Миросозерцание Достоевского».].
У него было сильное чувство демонических и магических сил.
Этот же хаос Тютчев чувствует и за внешними покровами истории и предвидит катастрофы. Он не любит революцию и не хочет ее, но считает ее неизбежной. Русской литературе свойствен профетизм, которого нет в такой силе в других литературах. Тютчев чувствовал наступление «роковых минут» истории. В стихотворении, написанном по совсем другому поводу, есть изумительные строки...
Бесчеловечность, жестокость, несправедливость, рабство человека были объективированы в русском государстве, в империи, были отчуждены от русского народа и превратились во внешнюю силу.
Раненные страданиями человеческими, исходящие от жалости, проникнутые пафосом человечности, не принимали империи, не хотели власти, могущества, силы.
Как я говорил уже, есть внутренняя экзистенциальная диалектика, в силу которой гуманизм переходит в антигуманизм, самоутверждение человека приводит к отрицанию человека.
Христианский Запад истощил свои силы в разнообразной человеческой активности.
В России раскрытие творческих сил человека в будущем.
В греческом сознании человек зависел от космических сил, греческое миросозерцание космоцентрично.
В европейском мещанском мире он видит два стана: «С одной стороны, мещане-собственники, упорно отказывающиеся поступиться своими монополиями, с другой — неимущие мещане, которые хотят вырвать из их рук их достояние, но не имеют силы, т. е., с одной стороны, скупость, с другой — зависть.
Интеллигенты 60-х годов, «мыслящие реалисты», не признавали игры творческих избыточных сил, не признавали всего рождающегося от избытка досуга.
Он требует полезного труда, проповедует идею экономии сил.
Христианство — антропоцентрично, оно освобождает человека от власти объективного мира и космических сил.
 

Цитаты из русской классики со словом «силою»

«Господи Боже сил. Боже спасения нашего! Призри ныне в милостях и щедротах на смиренныя люди Твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг смущаяй землю Твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны: се люди беззаконнии собрашася, еже погубити достояние Твое, разорити честный Иерусалим Твой, возлюбленную Твою Россию: осквернити храмы Твои, раскопати алтари и поругатися Святыне нашей. Доколе. Господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребити имать законопреступный власть?
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
Она определяется силой жертвенного духа народа, его исключительной вдохновленностью царством не от мира сего, она не может притязать на внешнюю власть над миром и не может претендовать на то, чтобы даровать народу земное блаженство.
А мне ли не твердили с детских лет, что покорностью цветут города, благоденствуют селения, что она дает силу и крепость недужному на одре смерти, бодрость и надежду истомленному работой и голодом, смягчает сердца великих и сильных, открывает двери темницы забытому узнику… но кто исчислит все твои благодеяния, все твои целения, о матерь всех доблестей?
Ибо и отрекшиеся от христианства и бунтующие против него в существе своем сами того же самого Христова облика суть, таковыми же и остались, ибо до сих пор ни мудрость их, ни жар сердца их не в силах были создать иного высшего образа человеку и достоинству его, как образ, указанный древле Христом.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «силою»

Предложения со словом «силою»

Значение слова «силою»

Афоризмы русских писателей со словом «силою»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «силою»

СИ́ЛОЮ см. силой.

Все значения слова «силою»

Предложения со словом «силою»

  • Кроме того, необходимость заставляла учитывать такой важный фактор, как оснащение вооружённых сил новой техникой и вообще новыми средствами, чего не было в прежних армиях.

  • Я из последних сил старалась сохранять спокойное выражение лица и изредка кивать, но моё удивление нарастало с каждым мгновением.

  • Он пошёл вперёд, словно после хорошего ночного сна, но новых сил хватило ненадолго.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «силою»

Ассоциации к слову «сила»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я