Цитаты со словом «формы»

Область
поиска
Область
поиска
У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы.
При низком уровне просвещения это вело к обоготворению исторически относительных и временных обрядовых форм.
Западную культуру русские бары XVIII в. усвоили себе в форме плохо переваренного вольтерианства.
Н. Тургенев был масоном и даже сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т. е. самой левой форме масонства.
При этом переоценивалось значение самих политических форм.
У него была тоска по форме, он восстал против русской неоформленности.
Оба направления в своей исторической форме устарели и могут считаться преодоленными, но самая тема остается.
В новых формах она вызывает страсти и в XX в.
Аксаков, — души убивают, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройствием; совесть заменяется законом, внутренние побуждения — регламентом, даже благотворительность превращается в механическое дело; на Западе вся забота о государственных формах».
Но можно считать доказанным, что община не была исключительной особенностью России и была свойственна всем формам хозяйствования на известной ступени развития.
Но это есть духовное, как бы метафизическое свойство русского народа, не прикрепленное ни к каким экономическим формам.
Это, конечно, не значит, что призвание России в мире, мессианизм русского народа связаны с отсталой формой экономической общины.
Но форму монархии, противоположную западному абсолютизму, и Хомяков, и все славянофилы считали необходимым началом русского своеобразия и русского призвания.
Но литературная критика была для него лишь формой выражения целостного миросозерцания, лишь борьбой за правду.
Огромное значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в форме критики литературных произведений можно было выражать философские и политические идеи.
Герцен так мотивировал свое неверие в высший смысл жизни, как делалось значительно позже и более утонченными формами мысли.
Несостоятелен панславизм в этой форме, в которой он его утверждал, и ложна его идея русского Константинополя.
Действительность прекрасна, страдание — форма блаженства.
После пережитого кризиса Белинский выражает свои новые мысли в форме восстания против Гегеля, восстания во имя личности, во имя живого человека.
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
Но искания эти принимают у него извращенную форму.
На почве русского православия, взятого не в его официальной форме, быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
Это связано было, главным образом, с русскими традиционными формами крестьянской общины и рабочей артели.
Для этого перехода ничего не может быть лучше, как бесплодная качка парламентских прений, — она дает движение и пределы, дает вид дела и форму общих интересов, для достижения своих личных целей» [Цитата взята из «Былое и думы».].
Русские менее законники, чем западные люди, для них содержание важнее формы.
Выражено в крайней форме, но тут «нигилист» Писарев был ближе к Евангелию, чем «империалист», хотя бы и православный, считающий конечной целью могущество государства.
Но в 70-е годы были формы народничества, которые требовали от интеллигенции полного отречения от культурных ценностей не только во имя блага народа, но и во имя мнений народа, эти формы народничества не защищали личности.
В 70-е годы существовали религиозные братства, и они тоже представляли одну из форм народничества.
Его большой заслугой было обличение неправды национализма, когда в 80-е годы он у нас принял зоологические формы.
Вл. Соловьев был представитель русского универсализма и в более очищенной форме, чем близкий ему Достоевский.
В этом от него очень отличался К. Леонтьев, который как раз утверждал в крайней форме такой моральный дуализм.
Мы апокалиптики или нигилисты потому, что устремлены к концу и плохо понимаем ступенность исторического процесса, враждебны чистой форме.
Это и имел в виду Шпенглер, когда сказал, что Россия есть апокалиптический бунт против античности, т. е. против совершенной формы, совершенной культуры [См.: О. Spengler. «Der Untergang des Abendlandes».
Любопытно, что классическое образование в той форме, в какой его насаждал министр народного просвещения гр. Д. Толстой, носило явно реакционный характер, в то время как на Западе оно носило прогрессивный характер и поддерживало гуманистическую традицию.
Русский нигилизм есть радикальная форма русского просветительства.
Материализм есть крайняя форма детерминизма, определяемости человеческой личности внешней средой, он не видит внутри человеческой личности никакого начала, которое она могла бы противопоставить действию окружающей среды извне.
Он стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости.
Весь XIX в. интеллигенция борется с империей, исповедует безгосударственный, безвластный идеал, создает крайние формы анархической идеологии.
Бакунин от гегелевского идеализма переходит к философии действия, к революционному анархизму в наиболее крайних формах.
Анархизм Бакунина есть крайняя форма народничества.
И в этом виноваты не только безбожники, но еще более те, которые пользовались верой в Бога для низших и корыстных земных целей, для поддержания злых форм государства.
Но в сознании это принимало формы, не выдерживающие критики и часто нелепые.
Религиозный анархизм Льва Толстого есть самая последовательная и радикальная форма анархизма, т. е. отрицание начала власти и насилия.
Толстовское учение есть форма квиетизма, перенесенного на общественную и историческую жизнь.
Анархизм в русских формах остается темой русского сознания и русских исканий.
В том же направлении будет двигаться философия Вл. Соловьева, но в более рациональной форме, и особенно философия кн.
К сожалению, он раскрывал свои положительные мысли в форме полемики с западными вероисповеданиями, с католичеством и протестантизмом, к которым часто был несправедлив.
Искушение же в том, что зло принимает форму добра.
Даже юдаизм и магометанство не являются таким трансцендентизмом в крайней его форме.
Но, тем не менее, соловьевское учение о Богочеловечестве есть оригинальный плод русской мысли, этого учения в такой форме нет ни у Шеллинга, ни у других представителей западной мысли.
 

Цитаты из русской классики со словом «формы»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «формы»

Предложения со словом «форма»

Значение слова «форма»

  • ФО́РМА, -ы, ж. 1. Внешние очертания, наружный вид предмета. Листья перистой формы. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ФОРМА

Афоризмы русских писателей со словом «форма»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «форма»

ФО́РМА, -ы, ж. 1. Внешние очертания, наружный вид предмета. Листья перистой формы.

Все значения слова «форма»

Предложения со словом «форма»

  • Генные инженеры пытаются создать новые формы жизни, редактируя генетический материал.

  • Он подолгу мог рассматривать книжки с изображениями различной военной формы 18.

  • Это позволяло развивать различные формы физической культуры на научных основах.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «формы»

Ассоциации к слову «формы»

Какими бывают «формы»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я