Цитаты со словом «я»
Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея.
Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей [
Я это выразил в старом этюде «Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России».].
В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который
я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
Таким веком
я буду считать XIX в., век мысли и слова и вместе с тем век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.
Я говорю о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у нас велика.
Один поляк сказал
мне в разгаре русской революции...
Когда Никон сказал: «
Я русский, но вера моя греческая», — он нанес страшный удар идее Москвы, как Третьего Рима.
Он говорил: «Небо мое и земля моя, свет мой и вся тварь — Бог
мне дал».
Бецкий сказал о помещиках, что они говорят: «Не хочу, чтобы философами были те, кто
мне служить должны» [См.: А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Огромным авторитетом пользовался
Я. Бёме, тоже переведенный в масонских изданиях.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе,
Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Переводили у нас также английского последователя
Я. Бёме, Портеджа.
Опыт оправдания человека», в которой
я привожу пример Пушкина и св. Серафима.].
Когда Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» написал слова: «
Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала», — русская интеллигенция родилась.
«
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами».
«
Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его».
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У
меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Но и став славянофилом, он писал: «
Я и теперь еще люблю Запад, я связан с ним многими неразрывными сочувствиями.
Я принадлежу ему моим воспитанием, моими привычками жизни, моими вкусами, моим спорным складом ума, даже сердечными моими привязанностями».
Он свободный католик и вместе с тем христианский теософ, возродивший интерес к
Я. Бёме, влиявший на Шеллинга последнего периода.
Письмо, написанное по-французски, настолько интересно, что
я приведу значительную часть его...
Если
мне позволено немного уточнить термины, я бы сказал, что такой упадок христианства на Западе и причины, по которым Русская Церковь оказалась не затронутой этим упадком, сами по себе в состоянии оказывать благотворное влияние на Запад.
Я был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции в отношении религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не будет проходить и в философии и в политике.
Он был очень начитанный человек, читал Гегеля, читал даже
Я. Бёме, знал философа польского мессианизма Чешковского.
«Объясните
мне, пожалуйста, — говорит он, — отчего верить в Бога смешно, а верить в человека не смешно; верить в человечество не смешно, а верить в Царство Небесное — глупо, а верить в земные утопии — умно?» Из западных социальных мыслителей ему ближе всех Прудон.
Социализм Герцена был индивидуалистический, сейчас
я бы сказал, персоналистический, и он думал, что это русский социализм.
Только
я один в Европе с моей русской тоской тогда был свободен…
Я во Франции — француз, с немцами — немец, с древним греком — грек и, тем самым, наиболее русский, тем самым я настоящий русский и наиболее служу для России, ибо выставляю главную ее мысль».
Нельзя более любить Россию, чем люблю ее
я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусства, вся история их — мне милее, чем Россия.
Иван Карамазов говорит в таком же духе: «
Я хочу в Европу съездить, и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое дорогое кладбище, вот что.
Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и свою науку, что
я знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними — в то же время убежденный всем сердцем своим в том, что все это уже давно кладбище и никак не более».
Он восклицает: «Слово действительность имеет для
меня то же значение, что Бог!» «Общество, — говорит Белинский, — всегда правее и выше частного лица».
—
Я имею особенно важные причины злиться на Гегеля, ибо чувствую, что был верен ему, мирясь с российской действительностью…
Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самоуслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень развития, а спотыкнешься, — падай, черт с тобой…
Благодарю покорно, Егор Федорович (Гегель), кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уваженьем, честь имею донести вам, что, если бы
мне и удалось взлезть на верхнюю ступень лестницы развития, — я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой.
Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братьев по крови…
Это, кажется, мое последнее миросозерцание, с которым
я и умру».
«Для
меня думать и чувствовать, понимать и страдать — одно и то же».
«Во
мне развивалась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которая возможна только при обществе, основанном на правде и доблести…
Я понял французскую революцию, понял и кровавую ненависть ко всему, что хотело отделиться от братства с человечеством…
Я теперь в новой крайности — это идея социализма, которая стала для меня идеей новой, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания.
Я все более и более гражданин вселенной.
Личность человеческая сделалась пунктом, на котором
я боюсь сойти с ума».
«
Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную».
Подпольный человек восклицает: «Ведь
я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего, среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен, с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливой физиономией, упрет руки в бок и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного раза ногой, прахом, единственно с той целью, чтобы все эти логарифмы отправились к черту и нам опять по своей глупой воле пожить!» У самого Достоевского была двойственность.
Ив. Карамазов говорит: «В окончательном результате
я мира Божьего не принимаю, и хоть знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе».
«Не для того же
я страдал, чтобы собою, злодействами и страданиями моими унавозить какую-то будущую гармонию».
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, —
я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
«Что вы подобное учение опираете на православную церковь, это
я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут?..
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь, —
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе
я снова обращусь.
Цитаты из русской классики со словом «я»
Предложения со словом «я»
- – Могу я узнать причину, побудившую вас на столь опрометчивый шаг? Вас кто-то обидел?
- – Мы оба сами пришли сюда в разное время. Так что, если тебе будет немного грустно, ты можешь поговорить с нами, – сказал я уже более ласково.
- – Так это когда было, – говорю, – всему же своё время. Сейчас вот я уже хочу жениться и не собираюсь всё бросать и искать ветра в поле.
- (все предложения)
Значение слова «я»
Я1, нескл., ср. Название тридцать третьей, последней буквы русского алфавита.
Я2, меня́, мне, меня́, мной и мно́ю, обо мне, мест. личн. 1 л. ед. ч. 1. Употребляется для обозначения говорящим самого себя. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова Я
Афоризмы русских писателей со словом «я»
- Пусть всепобеждающая жизнь — иллюзия, но я верю в нее, и несчастья нынешнего дня не отнимут у меня веры в день грядущий. Жизнь победит — сколько рук ни налагалось бы на нее, сколько безумцев ни пытались бы ее прекратить. И разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее — и все же жить!
- О, дайте вечность мне, — и вечность я отдам
За равнодушие к обидам и годам.
- И радуюсь тому, что счастие чужое
Мне счастья моего милей, дороже вдвое!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно