Цитаты со словосочетанием «русская литература»
Русская литература началась с сатиры, но ничего замечательного не дала.
Первоначальная
русская литература имела связь с масонством.
Не был еще интеллигентом Пушкин, величайшее явление русской творческой гениальности первой трети века, создатель русского языка и
русской литературы.
Но в нем было что-то ренессанское, и в этом на него не походит вся великая
русская литература XIX в., совсем не ренессанская по духу.
Темы
русской литературы будут христианские и тогда, когда в сознании своем русские писатели отступят от христианства.
Русская литература будет носить моральный характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный характер.
Славянофилы не поняли неизбежности реформы Петра для самой миссии России в мире, не хотели признать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России мысль и слово, и мысль самих славянофилов, стала возможна и великая
русская литература.
Религиозная тема мучила великую
русскую литературу.
Русская литература XIX в. носила учительский характер, писатели хотели быть учителями жизни, призывали к улучшению жизни.
Гоголь — одна из самых трагических фигур в истории
русской литературы и мысли.
С Гоголя начинается религиозно-нравственный характер
русской литературы, ее мессианства.
Этот же хаос Тютчев чувствует и за внешними покровами истории и предвидит катастрофы. Он не любит революцию и не хочет ее, но считает ее неизбежной.
Русской литературе свойствен профетизм, которого нет в такой силе в других литературах. Тютчев чувствовал наступление «роковых минут» истории. В стихотворении, написанном по совсем другому поводу, есть изумительные строки...
В этих словах намечается уже религиозная драма, пережитая Гоголем. Лермонтов не был ренессансным человеком, как был Пушкин и, может быть, один лишь Пушкин, да и то не вполне.
Русская литература пережила влияние романтизма, который есть явление западноевропейское. Но по-настоящему у нас не было ни романтизма, ни классицизма. У нас происходил все более и более поворот к религиозному реализму.
Это отразилось в
русской литературе.
«
Русская литература и социализм».].
Это имело печальные последствия для самой литературной критики, которая не стояла на высоте
русской литературы.
В необыкновенно правдивой
русской литературе XIX в. он был самым правдивым писателем.
Русская литература XIX в., которая в общем словоупотреблении была самым большим проявлением русской культуры, не была культурой в западном классическом смысле слова, и она всегда переходила за пределы культуры.
Я говорил уже, что
русская литература не была ренессансной, что она была проникнута болью о страданиях человека и народа и что русский гений хотел припасть к земле, к народной стихии.
Русская литература и мысль носила в значительной степени обличительный характер.
Русская литература XIX в. терпеть не могла империи, в ней силен был обличительный элемент.
Русская литература, как и русская культура вообще, соответствовала огромности России, она могла возникнуть лишь в огромной стране, с необъятными горизонтами, но она не связывала это с империей, с государственной властью.
Соловьев — самые загадочные фигуры в
русской литературе XIX в.
Писал он очень старомодно, языком, не свойственным
русской литературе, и читать его было не очень приятно.
Я все время подчеркивал профетический элемент в
русской литературе и мысли XIX в.
Великая
русская литература могла возникнуть лишь у многочисленного народа, живущего на огромной земле.
Русская литература, русская мысль были проникнуты ненавистью к империи, обличали ее зло.
Только в начале XX в. критика по-настоящему оценила великую
русскую литературу XIX в., прежде всего Достоевского и Л. Толстого.
Духовная проблематика вершин
русской литературы была усвоена, ею прониклись, и вместе с тем произошло большое изменение, не всегда благоприятное, по сравнению с литературой XIX в.
Исчезла необыкновенная правдивость и простота
русской литературы.
Но у Мережковского нельзя уже найти этого необыкновенного правдолюбия
русской литературы, у него все двоится, он играет сочетаниями слов, принимая их за реальности.
Но был и возврат к традициям русской мысли XIX в., к религиозному содержанию
русской литературы, к Хомякову, к Достоевскому и Вл. Соловьеву.
Русская литература XX в. не создала большого романа, подобного роману XIX в., но создала очень замечательную поэзию.
Русская литература и поэзия начала века носили профетический характер.
Неточные совпадения
Гоголь принадлежит не только истории
литературы, но и истории
русских религиозных и религиозно-социальных исканий.
Русские писатели не могли оставаться в пределах
литературы, они переходили эти пределы, они искали преображения жизни.
Поразительно, что христианский писатель Гоголь был наименее человечным из
русских писателей, наименее человечным в самой человечной из
литератур [Розанов терпеть не мог Гоголя за его нечеловечность и резко о нем писал.].
Но в
русской богословской
литературе совсем не было трудов по библейской критике, по научной экзегезе Священного Писания.
По свойствам
русской души, деятели ренессанса не могли оставаться в кругу вопросов
литературы, искусства, чистой культуры.
Политически журнал был левого, радикального направления, но он впервые в истории
русских журналов соединял такого рода социально-политические идеи с религиозными исканиями, метафизическим миросозерцанием и новыми течениями в
литературе.
Деятели
русской революции жили идеями Чернышевского, Плеханова, материалистической и утилитарной философией, отсталой тенденциозной
литературой, они не интересовались Достоевским, Л. Толстым, Вл. Соловьевым, не знали новых движений западной культуры.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «русская литература»
— Нет, нет, нет! Вы славянофил. Вы последователь Домостроя. [Домострой — памятник
русской литературы XVI века, свод правил семейно-бытового уклада; проповедует суровую власть главы семьи — мужа. Слово «домострой» в XIX веке являлось символом всего косного и деспотического в семье.] Вам бы плетку в руки!
Когда Самгин вошел и сел в шестой ряд стульев, доцент Пыльников говорил, что «пошловато-зеленые сборники “Знания” отжили свой краткий век, успев, однако, посеять все эстетически и философски малограмотное, политически вредное, что они могли посеять, засорив, на время, мудрые, незабвенные произведения гениев
русской литературы, бессмертных сердцеведов, в совершенстве обладавших чарующей магией слова».
Да и сверх того, им было вовсе не до
русской литературы; напротив, по его же словам (он как-то раз расходился), они прятались по углам, поджидали друг друга на лестницах, отскакивали как мячики, с красными лицами, если кто проходил, и «тиран помещик» трепетал последней поломойки, несмотря на все свое крепостное право.
Русская литература XIX в. всегда была литературой служения и учительства.
Меня поражало уже то, что я не мог в нем открыть страсти ни к еде, ни к вину, ни к охоте, ни к курским соловьям, ни к голубям, страдающим падучей болезнью, ни к
русской литературе, ни к иноходцам, ни к венгеркам, ни к карточной и биллиардной игре, ни к танцевальным вечерам, ни к поездкам в губернские и столичные города, ни к бумажным фабрикам и свеклосахарным заводам, ни к раскрашенным беседкам, ни к чаю, ни к доведенным до разврата пристяжным, ни даже к толстым кучерам, подпоясанным под самыми мышками, к тем великолепным кучерам, у которых, бог знает почему, от каждого движения шеи глаза косятся и лезут вон…
Неточные совпадения
Зимними вечерами, в теплой тишине комнаты, он, покуривая, сидел за столом и не спеша заносил на бумагу пережитое и прочитанное — материал своей будущей книги. Сначала он озаглавил ее: «
Русская жизнь и
литература в их отношении к разуму», но этот титул показался ему слишком тяжелым, он заменил его другим:
Он отказался, а она все-таки увеличила оклад вдвое. Теперь, вспомнив это, он вспомнил, что отказаться заставило его смущение, недостойное взрослого человека: выписывал и читал он по преимуществу беллетристику
русскую и переводы с иностранных языков; почему-то не хотелось, чтоб Марина знала это. Но серьезные книги утомляли его, обильная политическая
литература и пресса раздражали. О либеральной прессе Марина сказала:
«Каждый пытается навязать тебе что-нибудь свое, чтоб ты стал похож на него и тем понятнее ему. А я — никому, ничего не навязываю», — думал он с гордостью, но очень внимательно вслушивался в суждения Спивак о
литературе, и ему нравилось, как она говорит о новой
русской поэзии.
Сартр в своих статьях о
литературе иногда говорит то, что в России в 60-е годы говорили
русские критики Чернышевский, Добролюбов, Писарев, но выражает это в более утонченной форме.
— Друг мой, я знаю одного прелестнейшего и милейшего
русского барчонка: молодого мыслителя и большого любителя
литературы и изящных вещей, автора поэмы, которая обещает, под названием: «Великий инквизитор»… Я его только и имел в виду!
Ассоциации к словосочетанию «русская литература»
Синонимы к словосочетанию «русская литература»
Предложения со словосочетанием «русская литература»
- Именно заседание кафедры истории русской литературы стало первым публичным мероприятием наступившего 1948 г.
- Даже в произведениях классиков русской литературы XIX века не раз описана сходная ситуация.
- Там вся великая русская литература XIX века встаёт, понимаете, и раскланивается.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «русский»
Сочетаемость слова «литература»
Значение словосочетания «русская литература»
Ру́сская литерату́ра — комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире. Является одной из важнейших составляющих культуры России. (Википедия)
Все значения словосочетания РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Афоризмы русских писателей со словом «русский»
Дополнительно