Неточные совпадения
История русского народа одна из самых мучительных историй:
борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое
было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Борьба против западного рационализма
была уже свойственна немецким романтикам, Фр.
Более прав, чем славянофилы,
был Л. Толстой и даже Н. Михайловский в своей
борьбе против органической теории общества во имя индивидуальности человека.
Особенно благодаря тому, что Русская Церковь отстаивала ранний католицизм в
борьбе с его врагами — папизмом и протестантизмом, а также благодаря тому, что она не отрицала разум, как это делала Римская Церковь, и не допускала при этом возможности появления заблуждений, которые могут отсюда возникать, как это происходит в протестантизме — она единственная способна стать посредником, что, впрочем, должно
быть сделано единственной основой науки в России — и самими русскими».
Но литературная критика
была для него лишь формой выражения целостного миросозерцания, лишь
борьбой за правду.
Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою
борьбу и свою науку, что я знаю заранее, паду на землю и
буду целовать эти камни и плакать над ними — в то же время убежденный всем сердцем своим в том, что все это уже давно кладбище и никак не более».
Весь моральный пафос марксизма
был основан на
борьбе против этого отчуждения и обесчеловечения.
Без этой аскетической складки невозможна
была бы героическая революционная
борьба.
Даже «Черный передел», стремившийся к переделу земли и отдаче ее крестьянам,
был против политической
борьбы.
Значит, может
быть долг
борьбы личности против общества-организма, но и против народа.
Но в России
были более крайние революционеры и по поставленным целям и в особенности по средствам и методам
борьбы, чем преобладающие течения народнического социализма.
Он весь
был в
борьбе противоположных начал.
Такова
была обратная сторона русской
борьбы за освобождение и за социальную правду.
Одно время в Париже он
был близок с Марксом, но потом резко с ним расходится и ведет
борьбу из-за I Интернационала, в которой победил Маркс.
Поглощенный
борьбой с западным рационализмом, он, как будто, не замечает, насколько немецкая метафизика
была проникнута волюнтаризмом, который восходит к Я. Бёме и который
есть у Канта, Фихте, Шеллинга.
В известном смысле Хомякова можно назвать православным модернистом, у него
есть некоторое родство с католическим модернизмом —
борьба против схоластики и против интеллектуалистического понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Но беда
была в том, что люди ренессанса, в пылу
борьбы, из естественной реакции против устаревшего миросозерцания, часто недостаточно оценивали ту социальную правду, которая
была в левой интеллигенции и которая оставалась в силе.
Но в Ницше воспринято
было не то, о чем больше всего писали о нем на Западе, не близость его к биологической философии, не
борьба за аристократическую расу и культуру, не воля к могуществу, а религиозная тема.
Тем не менее сначала это
была борьба чисто платоническая. Генерал один на один беседовал в кабинете с воображаемым нигилистом, старался образумить его, доказывал опасность сего, и хотя постоянно уклонялся от объяснения, что следует разуметь под словом сие,но по тем огонькам, которые бегали при этом в его глазах, ясно было видно, что дело идет совсем не о неведомом каком-то нигилизме, а о совершившихся новшествах, которые, собственно, и составляли неизбывную обиду, подлежавшую генеральскому отмщению.
Неточные совпадения
Очевидно, в Бородавкине происходила
борьба. Он обдумывал, мазнуть ли ему Федьку по лицу или наказать иным образом. Наконец придумано
было наказание, так сказать, смешанное.
«Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали то, что
было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл
борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно».
Кити
была смущена тою
борьбой, которая происходила в ней, между враждебностью к этой дурной женщине и желанием
быть снисходительною к ней; но как только она увидала красивое, симпатичное лицо Анны, вся враждебность тотчас же исчезла.
Она
была рада этому вызову к нежности. Но какая-то странная сила зла не позволяла ей отдаться своему влечению, как будто условия
борьбы не позволяли ей покориться.
Но он ясно видел теперь (работа его над книгой о сельском хозяйстве, в котором главным элементом хозяйства должен
был быть работник, много помогла ему в этом), — он ясно видел теперь, что то хозяйство, которое он вел,
была только жестокая и упорная
борьба между им и работниками, в которой на одной стороне, на его стороне,
было постоянное напряженное стремление переделать всё на считаемый лучшим образец, на другой же стороне — естественный порядок вещей.