Цитаты со словом «гносеология»
После всех критических сомнений новой философии у Когена
гносеология превращается в новый род метафизики, наука о категориях перерождается в науку о сущем и его принципах, как это было уже у Гегеля [У нас крайним сторонником этого перерождения гносеологизма в онтологизм на почве когенианства является Б. Яковенко.
В Риккерте иррационалистическая струя кантовской
гносеологии приходит к кризису.
Если
гносеология есть наука о ценностях, то принцип критицизма требует предварительной гносеологии этой науки о ценностях, т. е. гносеологии гносеологии.
Потом потребуется
гносеология гносеологии гносеологии и так ad infinitum [До бесконечности (лат.).].
Критическая
гносеология должна требовать не формы познания, но также формы формы и формы формы формы.
Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и
гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию.
Творческий акт неподсуден
гносеологии с ее не знающей конца дурно-бесконечной рефлексией.
Самосознание человека как творца не есть результат какого-нибудь учения о человеке, оно предшествует всякой науке и всякой философии, оно до, а не после всякой
гносеологии.
Творческий акт человека совершается в том плане бытия, на который не простирается компетенция науки, а потому не имеет к нему отношения и
гносеология науки.
Но критическая
гносеология — слишком серьезное явление современной культуры и серьезный симптом болезни творчества, трагедии рождающегося творческого самосознания.
Критическая
гносеология обостряет кризис культуры и творчества, обнажает антагонизм между культурой и творчеством.
Критическая
гносеология обосновывает и оправдывает разные виды творчества дифференцированной культуры, но этим не раскрывает, а закрывает творческую природу человека.
Критическая
гносеология — такая же принудительная форма существования греховной природы, как государственность с судом и полицией.
Подобно тому как падший человек не может жить без государственной полиции, не может он и мыслить без критической
гносеологии.
Это направление есть reductio ad absurdum принципов критической
гносеологии.
Лишь творчество, подчиненное общеобязательной норме, осуществляющее идеал классического совершенства, оправдывается критической
гносеологией.
Переливающиеся через край дионисические творческие силы не оправдываются критической
гносеологией.
Критическая
гносеология есть лишь одна из форм классицизма.
Критическая
гносеология есть по существу своему узаконение классицизма и отвержение романтизма.
Творческий романтизм не хочет знать власти
гносеологии над творчеством, ее прав запрещать, ограничивать или оправдывать.
Кризис культуры направлен против критической
гносеологии, этого юрисконсульта классически-серединной культуры.
В символизме, в мистике, в Ницше, в Достоевском, в Л. Толстом, в анархизме, в Штейнере — во всех этих явлениях нового духа творческий порыв восстает против классически-нормальных ограничений
гносеологии.
Классицизм критической
гносеологии, как и всякий ныне классицизм, задерживает переход к творческой эпохе, мешает самосознанию человека как творца.
Окончательно опровергнута критическая
гносеология может быть не другой гносеологией, не философской мыслью, а самым творческим актом, иным бытием.
Лишь бытийственное опровержение критической
гносеологии — радикально и победоносно.
Возможность творческого акта, отрицаемого критической
гносеологией, может быть доказана не иной гносеологией, а самым творческим актом.
И бытийственный кризис творчества на вершинах современной культуры доказывает возможность творческого акта вне норм и границ, установленных критической
гносеологией.
Критическая
гносеология лишь отражала творческое бессилие человека в религиозные эпохи закона и искупления.
Реальному и опытному переходу человека к иному бытию будет соответствовать и иная
гносеология.
Гносеология зависит от духовного роста человека, и у нас нет еще гносеологии, соответствующей высшему духовному бытию.
Гносеология критическая, как и рационалистическая и эмпирическая, есть лишь гносеология, соответствующая одному из состояний человека, одной из мировых эпох [Тысячу раз прав оккультизм, когда допускает развитие высших духовных органов ведения, соответствующих высшему развитию духовности.
Но
гносеология оккультизма совершенно не разработана.
Штейнер дает очень интересное истолкование
гносеологии Гёте и вместе с Гёте хочет преодолеть платоновский и кантовский разрыв идей и опыта.
Гносеология Штейнера, как и Гёте, имеет точки соприкосновения, с одной стороны, с Шеллингом, с другой — с Бергсоном и решительно враждебна Канту, а также Платону.
Мучительный для современного сознания вопрос об отношении
гносеологии к творчеству зависит от решения вопроса о природе познания.
Критическая
гносеология требует от творческой природы человека познавательного послушания и покорности.
Критическая
гносеология самому познанию придает характер аскетического послушания.
И в
гносеологии этой есть несомненно сильная примесь морализма.
Для
гносеологии этой открыто лишь познание как послушание и закрыто познание как творчество.
Но критическая
гносеология ориентируется исключительно на науке, т. е. на познании как приспособлении к мировой данности, как послушании необходимому.
Сама
гносеология оказывается лишь послушанием науке, т. е. послушанием послушанию.
Частная истина
гносеологии науки претендует быть истиной всецелой.
Гносеология, компетентная лишь в сфере частных наук, дерзает наложить оковы на всю жизнь и бытие.
Гносеология доходит до упразднения бытия.
Поэтому подлинная природа всякого творчества неведома ни науке, ни учению о науке, т. е.
гносеологии.
Творчество есть разрыв того круга, в котором пребывает наука и научная
гносеология.
Творчество ни в каком случае не может и не должно быть послушно
гносеологии.
Научная
гносеология всегда имеет дело с вторичным, творчество — всегда в первичном.
И все, что может сказать научная
гносеология о бессилии творческого акта, есть лишь бессилие ведомой ей вторичной, рационализированной природы.
Познание для критической
гносеологии не есть одна из форм творчества, познание есть заковывание бытия, противостоящее всякому творчеству и противящееся ему, познание (наука) есть подмена бытия.
Цитаты из русской классики со словом «гносеология»
Гносеология покоится не на психологии и не на онтологии, вообще не на «логии» какой-нибудь, не на науке и знании каком-нибудь, а на психологическом и онтологическом, на бытийственном.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (
гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Феноменологический метод имеет большие заслуги и вывел философию из тупика, в который завела ее кантианская
гносеология.
По усовершенствованной мной впоследствии терминологии бытие, с которым имеет дело рациональная
гносеология и онтология, есть уже продукт мысли.
Он так же хорошо все организует в
гносеологии и методологии, как и в технике и промышленности.
Синонимы к слову «гносеология»
Предложения со словом «гносеология»
- Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии.
- Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.
- Обобщённым описанием этих действий занимается гносеология, она же эпистемология, или учение о методах познания в традиционном смысле.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гносеология»
Значение слова «гносеология»
ГНОСЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Теория познания — философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГНОСЕОЛОГИЯ
Дополнительно