Цитаты со словом «имманентный»
Наступают времена в жизни человечества, когда оно должно помочь само себе, сознав, что отсутствие трансцендентной помощи не есть беспомощность, ибо бесконечную
имманентную помощь найдет человек в себе самом, если дерзнет раскрыть в себе творческим актом все силы Бога и мира, мира подлинного в свободе от «мира» призрачного.
В сознании нет выхода из вечной антиномичности трансцендентного и
имманентного, дуализма и монизма.
Религиозный опыт до конца изживает мир как совершенно внебожественный и как совершенно божественный, изживает зло как отпадение от божественного смысла и как имеющее
имманентный смысл в процессе мирового развития.
Все почти мистики стоят на сознании
имманентного изживания зла.
Но так же неизбежно в религиозном опыте прихождение к
имманентной правде, к имманентному изживанию Бога и мира.
И всякий мистический опыт в пределе своем снимает всякую противоположность между трансцендентным и
имманентным.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и
имманентного.
Доныне религия, мистика и философия были так нечеловечны и бесчеловечны и с
имманентной неизбежностью вели к безбожному позитивизму.
Особенно характерна по своим результатам статья «Об
имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще».
И критика гуманизма должна быть
имманентной, как имманентно должно быть его изживание.
В нем все трансцендентное становится
имманентным.
Это сознание противно глубочайшей сущности христианства, которое делает Бога
имманентным человеческой природе и потому не допускает совершенно трансцендентного разрыва здешнего мира и мира потустороннего [Кн. Е. Трубецкой в своем «Миросозерцании Вл. С. Соловьева» странным образом оправдывает свободное творчество человека в мире через крайнее отдаление потустороннего божественного мира от мира здешнего.
В рождении и воспитании родители отдают свою жизнь детям, а в деле воскрешения начинается возвращение жизни родителям, в чем и выражается совершеннолетие» («Философия общего дела», с. 27). «XIX век есть прямой вывод, настоящий сын предшествующих ему веков, прямое последствие разделения небесного от земного, т. е. полное искажение христианства, завет которого заключается именно в соединении небесного с земным, божественного с человеческим; всеобщее же воскрешение, воскрешение
имманентное (курсив мой).].
Для Федорова воскрешение должно быть не трансцендентным, а
имманентным, т. е. делом человеческой активности.
Будучи действием трансцендентным по отношению всемирного существа к людям, оно в то же время есть
имманентное (курсив мой) действие всех людей, обращающее посредством естественных сил прах в тело и кровь Христову, т. е. в церковь, обнимающую все поколения» (с. 176).
И все же огромно значение Федорова и его требования
имманентной активности человека.].
Ложный имманентизм утверждает
имманентное без трансцендентного, но окончательное преодоление трансцендентного есть и окончательное преодоление имманентного.
Мистика стоит по ту сторону самой противоположности трансцендентного и
имманентного, для нее Бог и трансцендентен и имманентен, и не то и не другое.
Имманентное богочувствие и богосознание ведет к претворению культуры в бытие.
Классицизм связан с
имманентной замкнутостью; романтизм — с трансцендентным прорывом.
Романтизм не хочет
имманентной замкнутости и завершенности, он жаждет трансцендентного прорыва в бесконечность.
Классицизм задерживает наступление творческой мировой эпохи, заковывает человека в
имманентной завершенности, мешает его порывам к иному бытию.
Классицизм хочет примирить человека с его болезнью, с его подзаконностью и ограниченностью и создать для него призрачное, не сущее
имманентное совершенство.
Зрелое, мужественное сознание знает Бога
имманентного, близкого и внутреннего.
И для точки зрения
имманентной мировой данности акт этот всегда должен представляться творчеством из ничего.
Это учение о зле, отвергающее всякий
имманентный смысл в изживании зла, было педагогикой для несовершеннолетних.
Языческое искусство — классическое и
имманентное.
В классическом языческом искусстве есть
имманентная завершенность, имманентное совершенство.
Только в языческом искусстве и есть эта классическая завершенность форм, это
имманентное достижение красоты в этом мире, силами этого мира.
Даже античный дионисизм был
имманентным круговоротом природных сил.
И эта языческая, дохристианская устремленность к классической и
имманентной завершенности форм создает одну из вечных традиций в искусстве, перешедшую в мир христианский.
В искусстве христианского мира нет уже и быть не может классической завершенности форм,
имманентного совершенства.
В христианском искусстве всегда есть трансцендентная устремленность к миру иному, к прорыву за пределы
имманентного мира, есть романтическая тоска.
Античность со своими идеалами
имманентной завершенности никогда не могла быть восстановлена, потому что окончательная реставрация какой-нибудь предшествующей мировой эпохи вообще невозможна.
Христианское трансцендентное чувство бытия так глубоко захватило природу человека, что сделало невозможным цельное и законченное исповедание
имманентных идеалов жизни.
Язычески-цельное,
имманентное чувство жизни нельзя найти в эпоху Возрождения, оно выдумано.
Бенвенуто Челлини был в такой же мере христианином, как и язычником, он совсем не был цельным человеком, охваченным исключительно
имманентным чувством бытия.
Классическое,
имманентное совершенство не может уже быть уделом христианской души, заболевшей трансцендентной тоской.
Но необходимо различать послушание классицизма, создающее
имманентную ценность красоты, от послушания реализма, пассивно отражающего мир.
Творческий кризис искусства должен быть
имманентным и сверхкультурным, а не варварским и некультурным.
Цитаты из русской классики со словом «имманентный»
Всякая напряженность
имманентного и трансцендентного, познающего и познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Бытие трансцендентно субъекту, вне его самостоятельно существует, но в акте познания бытие становится
имманентным субъекту, присутствует непосредственно в познающем субъекте.
Эта тенденция отнюдь не нова, она свойственна феноменализму, эмпиризму, позитивизму,
имманентному монизму, материализму, свойственна Ницше и современным экзистенциалистам и мн. др.
Подлинная мистика находится по ту сторону противоположения между трансцендентным дуализмом и
имманентным монизмом.
Бог трансцендентен, но есть
имманентный, не отчужденно-объективированный опыт трансцендентности Бога.
Синонимы к слову «имманентный»
Предложения со словом «имманентный»
- Эти положения, о которых мы здесь напоминаем, не суть догматические утверждения, ибо они представляют собой результаты, получившиеся сами собой из всего имманентного развития сущности.
- Признание необходимости изучать психику, сознание не как нечто самодовлеющее и развивающееся по собственным имманентным законам, а как обусловленное объективным бытием, отражением которого оно является.
- Эта идеальная сфера, имманентная миру, онтологически близка к феноменальной сфере – она тоже тварная.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «имманентный»
Что (кто) бывает «имманентным»
Значение слова «имманентный»
ИММАНЕ́НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Книжн. Внутренне присущий какому-л. явлению, проистекающий из его природы. Имманентные законы капиталистического производства. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИММАНЕНТНЫЙ
Дополнительно