Цитаты со словом «Свобода»
Жажда абсолютной
свободы во Христе (Великий Инквизитор) мирится с рабьей покорностью.
В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной
свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность.
Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства,
свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве.
Русская безгосударственность — не завоевание себе
свободы, а отдание себя, свобода от активности.
Национален в России именно ее сверхнационализм, ее
свобода от национализма; в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира.
В этом есть огромная примесь религиозного натурализма, предшествующего христианской религии духа, религии личности и
свободы.
Россия — страна безграничной
свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды.
Достоевский, по которому можно изучать душу России, в своей потрясающей легенде о Великом Инквизиторе был провозвестником такой дерзновенной и бесконечной
свободы во Христе, какой никто еще в мире не решался утверждать.
Утверждение
свободы духа, как чего-то характерно-русского, всегда было существенной особенностью славянофильства.
Славянофилы и Достоевский всегда противополагали внутреннюю
свободу русского народа, его органическую, религиозную свободу, которую он не уступит ни за какие блага мира, внутренней несвободе западных народов, их порабощенности внешним.
В русском народе поистине есть
свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства.
Россия — страна бытовой
свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами.
Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия — страна бесконечной
свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы.
Русская радикально-демократическая интеллигенция, как слой кристаллизованный, духовно консервативна и чужда истинной
свободе; она захвачена скорее идеей механического равенства, чем свободы.
И здесь, как и везде, в вопросе о
свободе и рабстве души России, о ее странничестве и ее неподвижности, мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного.
Безграничная
свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество — вечным застоем, потому что мужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в России изнутри, из глубины.
И в других странах можно найти все противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, бюрократическая государственность рождается из анархизма, рабство рождается из
свободы, крайний национализм из сверхнационализма.
Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем; к абсолютной
свободе и к абсолютной любви.
И потому русская жажда абсолютной
свободы на практике слишком часто приводит к рабству в относительном и среднем и русская жажда абсолютной любви — к вражде и ненависти [Русская революция наглядно показала всю опасность русской абсолютности.].
Добыть себе относительную общественную
свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной Божественной свободы.
Славянофилы хотели оставить русскому народу
свободу религиозной совести, свободу думы, свободу духа, а всю остальную жизнь отдать во власть силы, неограниченно управляющей русским народом.
Достоевский в легенде о «Великом Инквизиторе» провозгласил неслыханную
свободу духа, абсолютную религиозную свободу во Христе.
Он совершенно лишен всякой мужественности духа, всякой активной силы сопротивления стихиям ветра, всякой внутренней
свободы.
Позитивизм и материализм отрицают ответственность,
свободу, творческую волю, отрицают человека и строят безвольную теорию социальной среды и власти необходимости, могущества внешних обстоятельств.
Религиозное же сознание должно бороться с этими разлагающими и обессиливающими теориями социальной среды во имя творческой активности человека, во имя его высшей
свободы, во имя высшего смысла жизни.
Вера в человека, в его творческую
свободу и творческую мощь возможна лишь для религиозного сознания, а никогда не для позитивистического сознания, которое смотрит на человека, как на рефлекс материальной среды, природной и социальной.
Но русская самобытность должна, наконец, проявиться не отрицательно, а положительно, в мощи, в творчестве, в
свободе.
Нельзя предписать
свободу из центра — должна быть воля к свободе в народной жизни, уходящей корнями своими в недра земли.
Эта воля к
свободе и к свету есть и в самых земляных и темных еще слоях народа.
Самоценность мысли отрицалась,
свобода идейного творчества бралась под подозрение то с точки зрения социально-революционной, то с точки зрения религиозно-охранительной.
На
свободе, без крайней необходимости, мы были в этом отношении очень беспечны.
Национальное ядро великой империи, объемлющей множество народностей, должно уметь внушать к себе любовь, должно притягивать к себе, должно обладать даром обаяния, должно нести своим народностям свет и
свободу.
Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом злом природном мире, как безгосударственная анархическая
свобода в этом мире необходимости, как всемирное социальное братство и равенство в этом мире раздора и вражды.
О, конечно, великая ценность мира,
свободы, социального братства остается непреложной.
Жизнь мирового города есть жизнь человека на
свободе, жизнь автономная, независимая от священного авторитета, секуляризированная.
Буржуазное рабство человеческого духа — один из результатов формальной
свободы человека, его поглощенности собой.
И подлинная бытовая
свобода, свобода от ложных условностей и лицемерных норм есть только у русских.
В мещанской Франции, богатой, устроившейся и самодовольной, нельзя уже было узнать страны Жанны д’Арк и Наполеона, великой революции и великих исканий
свободы.
В понимании
свободы мы никогда с немцами не сговоримся.
Но все материальное есть лишь символ и знак духовной действительности, все внешнее есть лишь манифестация внутреннего, все принуждающее и насилующее есть ложно направленная
свобода.
Можно допустить, что Сам Бог предоставляет своим Народам
свободу в постановке динамических исторических задач и в их выполнении, не насилует их, когда они борются за творчество более высоких ценностей.
Это всегда есть нежелание признать
свободу многообразной, относительной жизни.
Робеспьер был очень принципиальный доктринер и любил отвлеченные декларации, но был ветхий, не возрожденный человек, плоть от плоти и кровь от крови старого режима, насильник в деле
свободы.
Свобода — не внешний принцип в политике, а внутреннее одухотворяющее начало.
Это давно уже обнаружено горьким опытом жизни европейского человечества, который должен был бы научить нас недоверию к чисто внешним формам и к прекрасной фразеологии равенства, братства и
свободы.
Вот почему необходимо устремить свою волю к существенной
свободе, к перерождению клеток общества, к осуществлению ценностей более высокой жизни изнутри.
Для низвержения фиктивной власти слов нужна
свобода слова.
Слово само по себе божественно, и божественный смысл слов может быть выявлен лишь в атмосфере
свободы, реализм слов в борьбе побеждает номинализм слов.
Совершенная
свобода слова есть единственная реальная борьба с злоупотреблением словами, с вырождением слов.
Только в
свободе правда слов победит ложь слов, реализм победит номинализм.
Цитаты из русской классики со словом «Свобода»
Ассоциации к слову «свобода»
Синонимы к слову «Свобода»
Синонимы к слову «свобода»
Предложения со словом «свобода»
- Вторжение вооружённых людей на частную квартиру и лишение свободы повинных людей есть зло, к которому и в настоящее время необходимо ещё прибегать, чтобы восторжествовало добро и правда.
- Выготского эти утверждения приводят нас к мысли о том, что в правовых действиях экстериоризируется и становится разделённой с другими людьми внутренняя свобода человека.
- Вы обладаете полной свободой выбора условий при совершении имущественных сделок и заключении договоров.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «свобода»
Значение слова «свобода»
СВОБО́ДА, -ы, ж. 1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября 1837. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СВОБОДА
Афоризмы русских писателей со словом «свобода»
Дополнительно