Цитаты со словом «бы»
Русский народ как будто
бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве.
Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как
бы извне, как жених приходит к невесте.
И Россия не была
бы так таинственна, если бы в ней было только то, о чем мы сейчас говорили.
Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто
бы не хочет свободной жизни?
Русский народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость есть внутренний путь духа, — это было
бы слишком мужественно-дерзновенно.
С этим связано то, что все мужественное, освобождающее и оформляющее было в России как
бы не русским, заграничным, западноевропейским, французским или немецким или греческим в старину.
Россия как
бы бессильна сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя личность.
Россия как
бы всегда хотела лишь ангельского и зверского и недостаточно раскрывала в себе человеческое.
Многих пленяет в Розанове то, что в писаниях его, в своеобразной жизни его слов чувствуется как
бы сама мать-природа, мать-земля и ее жизненные процессы.
В его книгах как
бы чувствуют больше жизни.
Я чувствовал себя обвеянным чужою силой, до того огромною, что мое „я“ как
бы уносилось пушинкою в вихрь этой огромности и этого множества…
Произошло странное явление: преувеличенная мужественность того, что было предо мною, как
бы изменила структуру моей организации и отбросила, опрокинула эту организацию — в женскую.
Мне хотелось
бы, чтобы они были еще огромнее, чтобы их было еще больше…
Но с не меньшим основанием можно было
бы утверждать, что русская душа — мятежная, ищущая, душа странническая, взыскующая нового Града, никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным.
Не только вечное, но и слишком временное, старое и устаревшее в славянофильстве хотели
бы восстановить С. Булгаков, В. Иванов, В. Эрн.
Он сам изобличил свою психологию в гениальной книге «Уединенное», которая должна была
бы быть последней книгой его жизни и которая навсегда останется в русской литературе.
Нет ни единого звука, который свидетельствовал
бы, что Розанов принял Христа и в Нем стал искать спасение.
По крылатому слову Розанова, «русская душа испугана грехом», и я
бы прибавил, что она им ушиблена и придавлена.
Русская бюрократия есть корректив русской темной иррациональности, ее рассудочно-деловое дополнение, без которого эта русская стихия окончательно
бы погибла.
Как
бы далеко ни заходило просветление и подчинение культуре русской земли, всегда остается осадок, с которым ничего нельзя поделать.
В народной жизни эта особенная стихия нашла себе яркое, я
бы даже сказал, гениальное выражение в хлыстовстве.
Вот от этого азиатства пора
бы освободиться русскому человеку, культурному русскому человеку.
Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть, как
бы трансцендентную для него.
Он только с большим напряжением энергии хотел
бы расширить свои границы.
Нельзя полагать русскую самобытность в том, что русские должны быть рабами чужой активности, хотя
бы и немецкой, в отличие от немцев, которые сами активны!
Сам народ все еще как будто
бы безмолвствует, и волю его с трудом разгадывают люди центров.
И каждый русский человек должен был
бы чувствовать себя и сознавать себя народом и в глубине своей ощутить народную стихию и народную жизнь.
Русская интеллигенция всегда исповедовала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий и упрощенный способ всеобщего спасения, но не любила и боялась самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались
бы бесконечно сложные перспективы.
Недопустимо было
бы принципиально противополагать часть целому или орган организму и мыслить совершенство целого организма, как исчезновение и преодоление множественности его частей и органов.
Человечество есть некоторое положительное всеединство, и оно превратилось
бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угашало и упраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности, индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных.
Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел
бы и опустел бы.
Трудно было
бы открыть мессианскую идею в национализме «Нового Времени» или наших думских националистов.
Империализм, как
бы ни были часто низменны его мотивы и дурны его приемы, все же выводит за грани замкнутого национального существования, он выводит за границы Европы в мировую ширь, за моря и океаны, объединяет Восток и Запад.
Такая страшная война, казалось
бы, разрушает единство человечества.
Но дух вселенскости в ней трудно было
бы обнаружить.
Мировая война, естественно, должна была
бы направить национальную мысль на мировые задачи.
Применение отвлеченных социологических категорий разделяет, а не соединяет, злоупотребление же моральными заподазриваниями и моральным осуждением окончательно разобщает и приводит к распадению, как
бы на две расы.
Этого движения боялись народы Европы, чувствуя себя как
бы неготовыми для него, и факт существования Турции с Константинополем у входа Запада на Восток был выражением духовной незрелости европейских народов.
Теперь Турцией Европа как
бы защищается от самой себя.
Чем
бы ни кончилась война, каковы бы ни были ее ближайшие политические последствия, — духовные последствия этой войны могут быть предвидены.
Преобладание Германии привело
бы к попытке создать новую мировую империю, претендующую на мировое господство и по существу не способную ничего сближать и соединять, так как не способную ничего признавать самоценным.
Обращение к творческим историческим задачам излечило
бы нас от внутренних провинциальных распрей, от мелочной вражды.
Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому вела вся история и которое не было непредвиденным, не может, казалось
бы, не привести к славянскому самосознанию.
Славянофильство точнее было
бы назвать русофильством.
Вражда к польскому народу, перед которым мы должны были
бы искупить свою историческую вину, делало наше славянофильство лицемерным.
Мы постыдно мало знаем польских мессианистов и должны были
бы теперь обратиться к их изучению.
Мы устали от лжи политиканства и хотели
бы дышать вольным воздухом правды.
Было
бы легкомысленно представлять себе жизнь после такой истощающей войны в особенно радужных и благополучных красках.
Об одном из таких малопредвиденных последствий я и хотел
бы поговорить.
И от раны, нанесенной Парижу, кровью облилась
бы не одна Франция, но и все культурное человечество.
Цитаты из русской классики со словом «бы»
Предложения со словом «бы»
- Здесь не должно быть места ни для каких мыслей о другой стороне и о том, чего она могла бы хотеть.
- – Или хотя бы можешь сказать наверняка, в каком состоянии они находятся?
- Женись он на более мягкосердечной женщине, то, быть может, стал бы ещё более порядочным или даже сам умягчился сердцем, потому что вступил в брак совсем юным и очень любил жену.
- (все предложения)
Значение слова «бы»
БЫ [ср. б[1]] частица.
1. При форме прош. вр. образует сослагательное наклонение в знач.: 1) предположительной возможности действия: он бы пришел (или он пришел бы), если бы был здоров; было бы корыто, а свиньи будут; 2) пожелания: я бы погулял еще немного; 3) мягкого или вежливого предложения: ты бы соснул немножко; вы бы присели.
2. При инф. — 1) выражает пожелание: спеть бы; не вам бы говорить; 2) с отрицанием «не» употр. в знач. сослагательного наклонения: мне бы не справиться, если бы ты не помог. ◊ Если бы, когда бы, как бы... — см. если, когда, как. (Толковый словарь Ушакова)
Все значения слова БЫ
Дополнительно