Цитаты со словом «славянофил»

Область
поиска
Область
поиска
Вся парадоксальность и антиномичность русской истории отпечатлелась на славянофилах и Достоевском.
Славянофилы и Достоевский — такие же в сущности анархисты, как и Михаил Бакунин или Кропоткин.
Славянофилы сознавали, что их учение о самодержавии было своеобразной формой отрицания государства.
И славянофилы не были националистами в обычном смысле этого слова.
Славянофилы и Достоевский всегда противополагали внутреннюю свободу русского народа, его органическую, религиозную свободу, которую он не уступит ни за какие блага мира, внутренней несвободе западных народов, их порабощенности внешним.
Ничего христианского не было в вечном припеве славянофилов о гниении Запада и отсутствии у него христианской жизни.
Славянофилы хотели оставить русскому народу свободу религиозной совести, свободу думы, свободу духа, а всю остальную жизнь отдать во власть силы, неограниченно управляющей русским народом.
И тут вскрывается очень интересное соотношение Розанова со славянофилами.
И сам он повторяет славянофильские зады, давно уже отвергнутые не «западнической» мыслью, а мыслью, продолжавшей дело славянофилов.
Она прекратит внутреннюю распрю славянофилов и западников, упразднив и славянофильство, и западничество, как идеологии провинциальные, с ограниченным горизонтом.
Начав за здравие славянофилов, Розанов кончает за упокой.
Славянофилы считали русский народ — народом безгосударственным, и очень многое на этом строили.
Мнение славянофилов о безгосударственности русского народа требует больших корректоров, так как оно слишком не согласуется с русской историей, с фактом создания великого русского государства.
В своем рабьем и бабьем млении перед силой государственности, импонирующей своей далекостью и чуждостью, Розанов доходит до того, что прославляет официальную правительственную власть за ее гонения против славянофилов.
Славянофилы, которые в начале книги выражали Россию и русский народ, в конце книги оказываются кучкой литераторов, полных самомнения и оторванных от жизни.
Истинным выразителем России и русского народа было официальное правительство, которому славянофилы осмеливались оказывать оппозицию.
Они (славянофилы) были именно малодушны о Русской истории, твердя, но отвлеченно, о ней, что она святая…
Славянофилы не были способны на такое идолопоклонство и потому были бессильны.
«Несчастье, ошибка и порок славянофилов заключался именно в таком воздушном представлении своей якобы воздушной истории, якобы без — материальной истории» (с. 125).
Славянофилы, действительно, преклонялись больше перед русской «идеей», чем перед фактом и силой.
Он уверяет, что славянофилов не любили потому, что они были христианами.
Русские социал-демократы или народники также упрощенно морализовали над историей при помощи своих социологических схем, как и славянофилы, как и толстовцы, при помощи схем религиозно-онтологических и религиозно-моральных.
Этой стихии не чувствовали и славянофилы, не чувствовал и Л. Толстой.
С этой темой связана вековая распря славянофилов и западников.
Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы, взгляды которых, кстати сказать, я в большей части не разделяю, были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по-европейски, самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети.
Славянофилы пробовали делать в России то же, что делал в Германии Фихте, который хотел вывести германское сознание на самобытный путь.
Отношения между русским народом, которого славянофилы прославляли народом безгосударственным, и огромным русским государством до сих пор остаются загадкой философии русской истории.
Так было у Достоевского и Толстого, так было у славянофилов.
Самые правые русские славянофилы и самые левые русские народники (к ним за редкими исключениями нужно причислить по душевному складу и русских социал-демократов, непохожих на своих западных товарищей) одинаково восстают против «отвлеченной мысли» и требуют мысли нравственной и спасающей, имеющей существенное практическое применение к жизни.
И национализм славянофилов незаметно переходил в мессианизм.
Во всяком случае, он обозначал большой шаг вперед по сравнению с славянофилами и западниками.
Славянофилы все еще были добрыми русскими помещиками, очень умными, талантливыми, образованными, любившими свою родину и плененными ее своеобразной душой.
Неволя делала славянофилов безответственными.
Силу имел лишь казенный официальный национализм, и он не нуждался в подозрительных услугах славянофилов, не нуждался ни в каких идеологиях.
Славянофилы что-то почуяли в русской национальной душе, по-своему выразили впервые это русское самочувствие, и в этом их огромная заслуга.
Преобладающей осталась не славянская, а германская инспирированность, и ею заразились сами потомки славянофилов.
Только у славянофилов была национальная идея, только они признавали реальность народной души.
Но отношение славянофилов к самому больному и самому важному для нас, русских, славянскому вопросу — к вопросу польскому — было в корне своем ложным и не славянским.
Никогда славянофилы не чувствовали по отношению к польскому народу славянского единства, славянского братства.
Для славянофилов верный своему духу славянский мир должен быть, прежде всего, православным.
Для славянофилов Польша была тем Западом внутри славянского мира, которому они всегда противополагали русский православный Восток, носитель высшего духовного типа и полноты религиозной истины.
В своем отвращении к католичеству славянофилы доходили до того, что протестантскую Германию предпочитали странам и народам католическим.
Отношение к балканским славянам у славянофилов было иное и лучшее, чем к полякам.
Но и тут славянофилы были слишком исключительными русофилами, чтобы допускать братское и равное отношение.
Вл. Соловьев уже представляет огромный шаг вперед по сравнению со старыми славянофилами.
Он преодолевает провинциальный национализм славянофилов.
Поэтому он иначе относится к польскому вопросу, чем старые славянофилы.
Славянофилов же нельзя даже назвать мессианистами в строгом смысле слова, они скорее националисты, и по сознанию своему они стоят многими головами ниже польских мессианистов, которые должны быть признаны первыми провозвестниками славянской идеи.
Я думаю, что и славянофилы не выразили эту глубину русской души.
Мы уже не славянофилы и не западники, ибо мы живем в небывалом мировом круговороте и от нас требуется несоизмеримо больше, чем от наших отцов и дедов.
 

Цитаты из русской классики со словом «славянофил»

Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.
Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова.
То он выходил, по этим критикам, квасным патриотом, обскурантом, то прямым продолжателем Гоголя в лучшем его периоде; то славянофилом, то западником; то создателем народного театра, то гостинодворским Коцебу, то писателем с новым особенным миросозерцанием, то человеком, нимало не осмысливающим действительности, которая им копируется.
Что столкновение с ним может сделать из нас западников, славянофилов, прогрессистов, консерваторов, федералистов, централизаторов и т. д.
В этом понимании русского предназначения и русской идеи Достоевский несравненно ближе к Вл. Соловьеву, чем к славянофилам или позднейшим русским националистам.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «славянофил»

Предложения со словом «славянофил»

Значение слова «славянофил»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «славянофил»

СЛАВЯНОФИ́Л, -а, м. Сторонник славянофильства.

Все значения слова «славянофил»

Предложения со словом «славянофил»

  • Поздние славянофилы полагали, что постижение национальной идеи возможно через изучение национального искусства.

  • Таким образом, Россия, по мнению славянофилов, молодая культура, которой предстоит свой собственный путь исторического и культурного развития.

  • Русский и другие славянские народы славянофилы считали такой самобытной цивилизацией, основанной на религиозно-нравственном начале, сформированном православным христианством.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «славянофил»

Ассоциации к слову «славянофил»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я