Цитаты со словом «церковный»
Церковный национализм — характерное русское явление.
Большое дело, совершенное Владимиром Соловьевым для русского сознания, нужно видеть прежде всего в его беспощадной критике
церковного национализма, в его вечном призыве к вселенскому духу Христову, к освобождению Христова духа из плена у национальной стихии, стихии натуралистической.
В реакции против
церковного национализма Вл. Соловьев слишком склонялся к католичеству, но великая правда его основных стремлений и мотивов несомненна и будет еще признана Россией.
Церковный национализм приводил к государственному порабощению церкви.
То были консервативные надежды, надежды искренних, идейных
церковных консерваторов, которых приводило в отчаяние разрушение церковной жизни, господство над нею темных сил.
Тяжело было смотреть верующему православному на рабскую зависимость
церковной политики от посторонних влияний, чуждых внутренней святыне церкви.
Но А. Д. Самарин столкнулся с темным, иррациональным началом в
церковной жизни, в точке скрепления церкви и государства, с влияниями, которые не могут быть даже названы реакционными, так как для них нет никакого разумного имени.
Как убежденный
церковный человек и как человек чести, г. Самарин не мог перенести сервилизма.
Хлыстовство, как начало стихийной оргийности, есть и в нашей
церковной жизни.
В мистической жажде хлыстов есть своя правда, указывающая на неутоленность официальной
церковной религией.
Стихия эта давно уже не преобладает в народной жизни, но она все еще способна выставлять своих самозванцев, которые придают нашей
церковной и государственной жизни темно-иррациональный характер, не просветимый никаким светом.
Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами частной, семейной, бытовой жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь исторического существования, который не созрел еще для такого существования [Я не касаюсь здесь
церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее значение.].
Русская душа отдает себя
церковному коллективизму, всегда связанному для нее с русской землей.
Это миросозерцание было номиналистическим в отношении ко всем историческим организмам: национальным, государственным,
церковным — и реалистическим лишь в отношении к социальному человеку и социальным классам.
Церковная политика наиболее приспособлялась к царству Кесаря.
Вселенские соборы собираются византийскими императорами, которые считаются
церковным чином.
Власть кесаря получает
церковное освящение.
Так, напр., либерализм освободил человеческую мысль, науку, освободил от внешней власти
церковного авторитета, но совсем не освободил представителей от закамуфлированной власти капитала.
Мы часто говорим о коллективном сознании, национальном,
церковном, классовом и пр., как будто коллективы могут иметь сознание.
Не может быть сознание церкви, нации, класса, но может быть
церковное, национальное, классовое сознание людей, группирующихся в этого рода реальности.
Соборность
церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного народа и Духа Святого.
На такого рода
церковный коллектив переносилась религиозная совесть.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее
церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
Цитаты из русской классики со словом «церковный»
— Единоверцы — старообрядцы, соединившиеся с православной церковью, но совершавшие богослужение по старопечатным
церковным книгам и придерживавшиеся старинных религиозных обрядов.
В эту минуту общего восторга разверзлись западные двери соборного храма Преображения господня, и печерский архимандрит Феодосий, в провожании многочисленного духовенства, во всем облачении, со святыми иконами и
церковными хоругвями, вышел на городскую площадь.
Тут сказывается основное для католичества деление
церковного общества на клир и мирян, на пасущих и пасомых, на учащих и учащихся, на активно-водящих и пассивно-ведомых.
Разве что-либо другое делало и делает католичество с своим запретом чтения Евангелия и с своим требованием нерассуждающей покорности
церковным руководителям и непогрешимому папе? Разве что-либо другое, чем русская церковь, проповедует католичество? Тот же внешний культ, те же мощи, чудеса и статуи, чудодейственные Notre-Dames и процессии. Те же возвышенно туманные суждения о христианстве в книгах и проповедях, а когда дойдет до дела, то поддерживание самого грубого идолопоклонства.
Истина для него не в соборе, а в соборности, в коммюнотарном духе
церковного народа.
Ассоциации к слову «церковный»
Синонимы к слову «церковный»
Предложения со словом «церковный»
- Нам нравилось в этот день посещать церковную службу, во время которой красиво пел хор.
- Оттого, что им вовсе неизвестна история церковной жизни, а вместе с тем занятые собой, они дорожат своим.
- Прихожане, просветлённые молитвой и ангельским пением церковного хора, густой толпой выходят из храма.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «церковный»
Что (кто) бывает «церковным»
Значение слова «церковный»
ЦЕРКО́ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Связанный с церковью, с религией, с богослужением. Церковные книги. Церковная литература. Церковная музыка. Церковное учение. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЦЕРКОВНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «церковный»
- Карамзин из торной, ухабистой и каменистой дороги латино-немецкой конструкции, славяно-церковных речений и оборотов, и схоластической надутости выражения, вывел русский язык на настоящий и естественный ему путь, заговорил с обществом языком общества… заслуга великая и бессмертная!
- Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердях до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию непонятливейшего человека, язык, который сам по себе уже поэт и который недаром был на время позабыт нашим лучшим обществом: нужно было, чтобы выболтали мы на чужеземных наречьях всю дрянь, какая ни пристала с чужеземным образованием, чтобы все те неясные к нам вместе звуки, неточные названья вещей — дети мыслей невыяснившихся и сбивчивых, которые потемняют языки, — не посмели бы помрачить младенческой ясности нашего языка и возвратились бы к нему, уже готовые мыслить и жить своим умом, а не чужеземным. Всё это еще орудия, ещё материалы, ещё глыбы, ещё в руде дорогие металлы, из которых выкуется иная, сильнейшая речь.
- В старом славянском языке все-таки есть веские, добротные и образные слова, но необходимо различать их язык церковной догматики и проповеди от языка поэзии.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно