Неточные совпадения
Но духовная
культура России, то ядро
жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка
и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире.
Вопрос об интенсивной
культуре, предполагающей напряженную активность, еще не делался для него вопросом
жизни и судьбы.
Русь совсем не свята
и не почитает для себя обязательно сделаться святой
и осуществить идеал святости, она — свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых
и святость, только в святости видит высшее состояние
жизни, в то время как на Западе видят высшее состояние также
и в достижениях познания или общественной справедливости, в торжестве
культуры, в творческой гениальности.
Каждый народ борется за свою
культуру и за высшую
жизнь в атмосфере национальной круговой поруки.
Творчество национальных
культур и типов
жизни не терпит внешней, принудительной регламентации, оно не есть исполнение навязанного закона, оно свободно, в нем есть творческий произвол.
Эта мировая задача ныне острее стоит перед человечеством, чем задачи внутренней
жизни кристаллизованных европейских государств
и культур.
Внутренне этот исторический поворот подготовлялся духовным кризисом европейской
культуры, крахом позитивизма
и материализма новейшего европейского сознания, разочарованием в
жизни, жаждой новой веры
и новой мудрости.
Столь разнохарактерные явления, как империализм в политике
и теософия в духовной
жизни, одинаково симптоматичны для тяготения к выходу за пределы европейской
культуры, к движению с Запада на Восток.
В Париже — последнее истончение
культуры, великой
и всемирной латинской
культуры, перед лицом которой
культура Германии есть варварство,
и в том же Париже — крайнее зло новой
культуры, новой свободной
жизни человечества — царство мещанства
и буржуазности.
Но зло, творимое
культурой, как
и зло, творимое войной, — вторично, а не первично, оно — ответ на зло изначальное, на тьму, обнимающую первооснову
жизни.
Машинность, механичность
культуры распыляет плоть мира, убивает органическую материю, в ней отцветает
и погибает органическая материя, родовая материальная
жизнь.
В века новой истории, которая уже перестала быть новой
и стала очень старой, все сферы
культуры и общественной
жизни начали жить
и развиваться лишь по собственному закону, не подчиняясь никакому духовному центру.
Неточные совпадения
— Возвращение человека назад, в первобытное состояние, превращение существа, тонко организованного веками культурной
жизни, в органическое вещество, каким история
культуры и социология показывает нам стада первобытных людей…
Первые годы
жизни Клима совпали с годами отчаянной борьбы за свободу
и культуру тех немногих людей, которые мужественно
и беззащитно поставили себя «между молотом
и наковальней», между правительством бездарного потомка талантливой немецкой принцессы
и безграмотным народом, отупевшим в рабстве крепостного права.
«Разведчик. Соглядатай. Делает карьеру радикала, для того чтоб играть роль Азефа. Но как бы то ни было, его насмешка над красивой
жизнью — это насмешка хама, о котором писал Мережковский, это отрицание
культуры сыном трактирщика
и — содержателя публичного дома».
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного,
культуры, той идеальной силы
и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром
и очеловечению человека, к обогащению своей
жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «
и морали». — Ну, конечно,
и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
И осуществилось лишь обратное подобие этой «соборности» в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу творчества
и создал
культуру социального заказа, подчинив всю
жизнь организованному извне механическому коллективу.