Неточные совпадения
Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над историей, т. е. применять к истории
моральные категории, взятые из личной
жизни.
Можно и должно открывать
моральный смысл исторического процесса, но
моральные категории истории существенно отличаются от
моральных категорий личной
жизни.
Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой
жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические,
моральные или религиозные.
В России с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного творчества, от
жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных,
моральных или религиозных.
И мы должны творить конкретную русскую
жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и
моральные категории.
Это — чисто
моральная оценка войны, перенесение
моральных категорий личной
жизни на историческую
жизнь народов.
Для чисто моралистической точки зрения, переносящей на историческую действительность
моральные категории личной
жизни, не существует исторических задач и ценностей
жизни исторической, как самостоятельной сферы.
России нужна, прежде всего, радикальная
моральная реформа, религиозное возрождение самих истоков
жизни.
Нельзя быть
моральным человеком и хорошим христианином в индивидуальной, личной
жизни и быть жестоким эксплуататором и аморальным в социальной
жизни в качестве представителя власти, хозяина предприятий, главы семьи и пр.
Если хотят сказать, что экономика и классовое положение людей влияют на идеологию, на умственную и
моральную и духовную
жизнь, то это можно вполне признать, не будучи ни марксистом, ни материалистом.
Но самая идея вечных адских мук, безобразная и садичная, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает ценности духовную и
моральную жизнь человека.
В продолжение года, во время которого я вел уединенную, сосредоточенную в самом себе,
моральную жизнь, все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в
моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Неточные совпадения
Всю мою
жизнь я относился не только с враждой, но и с своеобразным
моральным негодованием к легализму.
Его социология совершенно аморальная, он не допускает
моральных оценок в отношении к
жизни обществ.
В действительности в русском аморализме, как уже было сказано, есть сильный
моральный пафос, пафос негодования против царящего в мире зла и неправды, пафос, устремленный к лучшей
жизни, в которой будет больше правды: в нигилизме сказался русский максимализм.
Случалось ли вам, читатель, в известную пору
жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода
моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.
Чтобы рассеяться немного, он вышел из дому, но нервное состояние все еще продолжалось в нем: он никак не мог выкинуть из головы того, что там как-то шевелилось у него, росло, — и только, когда зашел в трактир, выпил там рюмку водки, съел чего-то массу, в нем поутихла его
моральная деятельность и началась понемногу
жизнь материальная: вместо мозга стали работать брюшные нервы.