Неточные совпадения
Оно всегда оперировало отвлеченными категориями социологии, этики или догматики, подчиняло историческую конкретность отвлеченно-социологическим,
моральным или догматическим схемам.
Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над историей, т. е. применять к истории
моральные категории, взятые из личной жизни.
Можно и должно открывать
моральный смысл исторического процесса, но
моральные категории истории существенно отличаются от
моральных категорий личной жизни.
А всемирную историю нельзя втиснуть ни в какие отвлеченно-социологические или отвлеченно-моральные категории, она знает свои оценки.
Русские социал-демократы или народники также упрощенно морализовали над историей при помощи своих социологических схем, как и славянофилы, как и толстовцы, при помощи схем религиозно-онтологических и религиозно-моральных.
Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические,
моральные или религиозные.
Ибо огромный
моральный и духовный смысл мировой войны ускользает от того, кто насилует историю доктринерской точкой зрения.
Разные возрасты России прежде всего ставят задачи духовного,
морального и общественного воспитания и самовоспитания нации.
Дуалистическое религиозное и
моральное воспитание, всегда призывавшее исключительно к смирению и никогда не призывавшее к чести, пренебрегавшее чисто человеческим началом, чисто человеческой активностью и человеческим достоинством, всегда разлагавшее человека на ангельско-небесное и зверино-земное, косвенно сказалось теперь, во время войны.
В России с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного творчества, от жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных,
моральных или религиозных.
И мы должны творить конкретную русскую жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и
моральные категории.
Мы привыкли оперировать исключительно категориями
моральными или социологическими, не конкретными, а отвлеченными.
Применение отвлеченных социологических категорий разделяет, а не соединяет, злоупотребление же
моральными заподазриваниями и
моральным осуждением окончательно разобщает и приводит к распадению, как бы на две расы.
Свои насилия над бытием немцы совершают с
моральным пафосом.
Но есть другая сторона в
моральной и психологической проблеме жестокости.
Мы не привыкли на силу смотреть с
моральной точки зрения, как на дисциплину духа, как на закал характера.
В них чувствуются великие вопрошения всего русского народа, его своеобразный
моральный склад.
Это — чисто
моральная оценка войны, перенесение
моральных категорий личной жизни на историческую жизнь народов.
Такое приписывание исключительной
моральной правоты своему народу в войне, а враждебному народу исключительной неправоты нередко бывает скрытым пасифизмом, вынужденным к оправданию данной войны.
И в нашей литературе указывали на то, что немцы обнаружили не только жестокость и волю к господству и насилие, но и чувство долга, патриотизм, огромную самодисциплину, способность к самопожертвованию во имя государства, что само зло делают они, оставаясь верными
моральному категорическому императиву.
На почве такой
моральной рефлексии растут настроения пассивного пораженчества, гуманитарного пасифизма и просто дряблости и индифферентизма.
Мировая борьба народов в истории определяется не
моральными прерогативами.
Можно сказать, что борьба народов за историческое бытие имеет глубокий
моральный и религиозный смысл, что она нужна для высших целей мирового процесса.
И мировая борьба союзников с Германией есть борьба за историческое бытие и исторические ценности, а не борьба исключительных
моральных качеств и прерогатив.
Но это менее всего означает, что война подлежит расценке с точки зрения
моральных прерогатив противников.
Война апеллирует не к
моральной справедливости, а к онтологической силе.
Для чисто моралистической точки зрения, переносящей на историческую действительность
моральные категории личной жизни, не существует исторических задач и ценностей жизни исторической, как самостоятельной сферы.
Преодоление элементарного морализма привело бы к более высокому
моральному сознанию.
Отвращение от конкретной сложности общественно-политических задач бывает у нас часто результатом моноидеизма, когда человек целиком захвачен одной какой-нибудь идеей,
моральной или религиозной или социальной, но непременно в смысле спасения человечества одним каким-нибудь способом, одним путем.
Моральный пафос не ослабляется, а увеличивается, но он переносится в другую плоскость, делается внутренним, а не внешним, горением духа, а не политической истерикой или политическим изуверством.
Но за политикой должна стоять
моральная энергия человека,
моральный закал.
У многих же моралистов и радикалов в политике, помешанных на отвлеченных принципах, часто отсутствует всякий
моральный закал личности.
России нужна, прежде всего, радикальная
моральная реформа, религиозное возрождение самих истоков жизни.
Величайшая наша
моральная задача — переход от фикций к реальностям, преодоление гипноза слов.
Это и есть путь
морального вырождения демократии.
Было уже сказано, что
моральное и духовное развитие не соответствует техническому развитию и что это создает главную причину нарушения равновесия человека.
Но с другой стороны, совершенно ложно разделение индивидуально-морального акта и социально-морального.
Нельзя быть
моральным человеком и хорошим христианином в индивидуальной, личной жизни и быть жестоким эксплуататором и аморальным в социальной жизни в качестве представителя власти, хозяина предприятий, главы семьи и пр.
Самое глубокое противоположение есть противоположение не капитализму, как экономической категории, а буржуазности, как категории духовной и
моральной.
Революционность в социальной борьбе за новое общество определяется обычно не по социальному идеалу, и не по духовному и
моральному изменению людей, создающих новое общество, а по средствам, которые применяются в борьбе, по степени применения насилия.
Творчество духовной культуры, духовных ценностей, религиозных, познавательных,
моральных и эстетических — аристократично и предполагает существование духовной аристократии.
Моральный элемент, который марксистская доктрина совершенно отрицает, был очень силен в Марксе.
«Теория прибавочной стоимости», которая опиралась на ошибочную, взятую у Фикардо, трудовую теорию стоимости, носит прежде всего
моральный характер, она есть осуждение эксплуатации.
Понятие эксплуатации
моральное, а не экономическое.
Но эксплуатация есть прежде всего
моральное зло и подлежит
моральному осуждению.
Ужасные ругательства, которыми полна коммунистическая пропаганда, носят характер
моральных суждений и вне этих
моральных суждений лишены всякого смысла.
Но такова одна сторона марксизма, обращенная к свободе человека и
моральной ответственности.
Капитализм осужден не только потому, что в нем есть
моральное зло эксплуатации, но также и потому, что капиталистическая экономика перестала быть продуктивной, мешает дальнейшему развитию производственных сил и исторической необходимостью обречена на смерть.
Все оценки меняются в зависимости от того, все ли определяется экономикой и классом или действуют и духовные,
моральные и интеллектуальные силы.
Он обличает иллюзии религиозные, метафизические,
моральные, эстетические и пр.