Цитаты со словом «же»
В основе «философии свободы» лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения — мистический и магический. Мистика пребывает в сфере свободы, в ней — трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь
же мистический должен быть путем богочеловеческим. Философия свободы есть философия богочеловечества.
Когда обращаемся к прошлому, часто поражаемся творческому дерзновению наших предков: они дерзки быть, мы
же потеряли смелость быть.
Нужен гений или огромный творческий дар, чтобы сказать что-то, сказать
же о чем-то можно и при гораздо более скромных дарованиях.
Был бл. Августин, но ведь возможно то
же нуменальное направление, что и у бл. Августина, то же качество жизни и без его гениальности.
Дерзновение
же дается лишь верой.
Все, что я скажу в этой книге, будет дерзающей попыткой сказать «что-то», а не «о чем-то», и дерзость свою я оправдываю так
же, как оправдывал ее Хомяков.
Потом в той
же классической философской стране Европы раздался клич «назад к Канту», и в разных формах неокантианства произошло как бы возрождение философской мысли.
В чем
же сущность этого кризиса?
[Эфирное тело — такое
же природное, естественное, как физическое.
Чудо
же воскресения — сверхприродно и сверхъестественно.]
Безумная мистика церковных догматов не побоялась утверждать Троичность Божества, дерзнула сказать об одном и том
же в одно и то же время — один и три.
Теория Гарнака о том, что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом, внесением начал греческой философии, опровергается всей историей Церкви, которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для разума человеческого антиномичны, ереси
же были рационалистичны, человеческим разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Но позитивизм окончательно губит философию, мистицизм
же возрождает философию, возвращает ей утерянную цель и жизненную ценность, приобщая ее к бытию.
Мы
же хотели бы возвратить философии полнокровность, приобщить ее к духу жизни, т. е. окончательно освободить ее от всякой схоластики.
Она так
же несвободна, как и схоластическая теология, она лишь представляется свободной.
Но схоластически-апологетическое отношение к науке так
же вредно, как и схоластически-апологетическое отношение к вере.
Философия не должна иметь религиозной тенденции, упаси Боже; тенденция в философии так
же плоха, как и в искусстве.
В то
же время роль гносеологии можно сравнить с функцией полицейской.
Что
же случилось, почему передовое сознание человечества соблазнилось рефлектирующим критицизмом, какова религиозная подпочва этого явления?
Соборность
же может быть лишь изначально и чудесно обретена, к ней нет путей через протестантский индивидуализм.
И те
же рационалисты не видят рационализма и интеллектуализма в ограничениях веры разумом и наукой, в отдании всего объективного и реального во власть малого разума.
Но на том
же основании, на котором Кант не признается рационалистом, рационалистами должны быть признаны Эккерт и Бёме, блаженный Августин и Скотт Эригена, католики и православные, все верующие в Церковь и все, все те, кого в истории принято называть мистиками.
Все эти люди отрицали веру своим сознанием, но они верили в разные вещи, часто столь
же невидимые, как и объекты подлинно религиозной веры.
Наступление совершенного состояния в социалистическом обществе так
же недоказуемо, как и наступление совершенного состояния в царстве Божьем.
Пролетариат, напр., такая
же невидимая вещь, как и нация.
А догматы материализма так
же вненаучны и так же недоказуемы, как и догматы христианского богословия.
Ведь не физика
же, не химия, не физиология, не политическая экономия или юриспруденция?
Идея науки, единой и всеразрешающей, переживает серьезный кризис, вера в этот миф пала, он связан был с позитивной философией и разделяет ее судьбу; сама
же наука пасть не может, она вечна по своему значению, но и смиренна.
Шеллинг и Вл. Соловьев больше признавали разум, чем Спенсер и Милль, чем Коген и Авенариус, и они
же больше признавали возможность чудесного.
В теософических течениях нашего времени нельзя не видеть возрождения гностицизма; это все то
же желание узнать, не поверив, узнать, ни от чего не отрекаясь и ни к чему не обязываясь, благоразумно подменив веру знанием.
Рационалистический позитивизм есть одна из форм замены веры знанием, гностицизм и теософия — другая форма того
же; первая форма — для людей, лишенных фантазии и воображения, дорожащих ограничениями знания, вторая форма — для людей с фантазией и воображением, дорожащих расширением сферы знания.
Но волевые корни позитивизма и гностицизма те
же — отрицание свободного акта веры, требование, чтобы все вещи стали видимыми и тогда лишь опознанными.
Современность признает лишь область видимых вещей, лишь принудительное принимает, невидимые
же вещи в лучшем случае признает лишь как символы внутреннего состояния человека.
Эмпиризм видит источник и оправдание знания в опыте, в опыте
же ищет и гарантий твердости знания.
Ведь слишком ясно, что эмпиризм признает только опыт в рациональных пределах, к опыту
же не рациональному он относится отрицательно, как к мистике.
Вышло
же, что не опыт повелевает эмпириками, а эмпирики повелевают опытом и ему навязывают свою рассудочность и ограниченность.
Новейший
же эмпиризм в духе Авенариуса, Маха и др. опять принимает бессознательно рационалистическую форму.
Но почему
же не кусается опыт эмпириков, почему он обезврежен от мистических опасностей?
Знаменательно, что Джемс, трезвый англосаксонец, признает за опытом святых и мистиков такой
же фактический характер, как и за всяким другим опытом.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты эмпиризма и рационализма, является такой
же формой рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным опытом.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того
же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
Что
же можно сказать о самом рационализме, силы и значения которого отрицать нельзя?
Совершенно произвольно называть знанием только суждения; в такой
же мере могут быть названы знанием и непосредственные интуиции.
В истоках
же всегда находим веру.
Чем
же отличается «вера», на которой покоится знание, от веры религиозной, почему эта вера связана с особенной твердостью, обязательностью, принудительностью?
Гносеология сама по себе не в силах разрешить этого вопроса; она может лишь констатировать, что знание всегда упирается в веру, дальнейшее
же углубление возможно лишь для метафизики.
Почему мы знаем этот видимый, эмпирический мир, в мир
же иной, мир невидимый мы только верим?
Почему бытие этого мира кажется нам таким несомненным, таким принудительным, бытие
же мира иного кажется сомнительным и необязательным?
От мира
же иного воля наша отвернулась, наша вера в иной мир или слаба, или совсем отсутствует, поэтому мы не знаем иного мира, наше отношение к нему необязательно и непринудительно.
Все
же относящееся к забытым, иным мирам кажется нам зыбким, неопределенным, проблематическим, сомнительным; с мирами иными у нас нити порваны, воля наша отвращена от этих сфер бытия.
Цитаты из русской классики со словом «же»
Предложения со словом «же»
- На кого не глянет в глаза прямо, любой человек тут же сразу замертво валился.
- Каждый день старик спускается с пятого этажа, неторопливо достаёт из кармана затейливую табакерку, и воробьи сразу же тут как тут.
- Почему же времени на то, что я люблю, может не оставаться, если я собираюсь поработать над своим счастьем?
- (все предложения)
Значение слова «же»
ЖЕ1, нескл., ср. Название буквы „ж“.
ЖЕ2 и Ж, союз. 1. противительный. Употребляется для соединения противопоставляемых или сопоставляемых предложений.
ЖЕ3 и Ж, частица усилит. 1. Употребляется для усиления, подчеркивания значения слова, после которого ставится, а также для усиления смыслового содержания (утверждения, вопроса, побуждения и пр.) высказываемого. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЖЕ
Афоризмы русских писателей со словом «же»
- Народ — жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питательная почва зла.
- Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину.
- Услышь же, древний град наш стольный,
В годину смут и перемен,
Измены вольной и невольной
И полных скорбию измен
Услышь средь осуждений строгих
От русских от людей привет,
Крепись среди страданий многих
И здравствуй ты на много лет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно