Цитаты со словом «отвлечённый»
В гегельянстве философия дошла до самообожествления, гегельянство — невиданная гордыня
отвлеченного философствующего разума.
Вместо живого Бога поклонился Гегель своему философскому гнозису,
отвлеченному своему разуму.
Нужно выйти из круга, а для этого необходимо сознать, что происходит не только философский кризис, каких немало было в истории мысли, а кризис философии, т. е. в корне подвергается сомнению возможность и правомерность
отвлеченной рационалистической философии.
Так кончилось блуждание по пустыням
отвлеченной мысли, такова кара отвлеченного рационализма, давно уже допущенного и теперь лишь выявляющего свои результаты.
Философская мысль не может питаться из себя, т. е. не может быть
отвлеченной, самодовлеющей.
Без посвящения в религиозные тайны и без приобщения к религиозным таинствам нет питания; знание становится худосочным и
отвлеченным, порывает с живым бытием.
Из священного гнозиса превратилась философия в полицейский распорядок
отвлеченной мысли, в охрану, в градоначальство, к которому обращаются за разрешением устроить то или иное в царстве мысли и познания.
После всех испытаний, всех странствований по пустыням
отвлеченного мышления и рационального опыта, после тяжкой полицейской службы должна возвратиться философия в храм, к священной своей функции, и обрести там утерянный реализм, вновь получать там посвящение в тайны жизни.
Потому что поистине: рациональная реальность, рациональная свобода, рациональная личность — лишь призраки
отвлеченной, самодовлеющей мысли.
Свобода, прежде всего свобода — вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой,
отвлеченной и рационалистической философии.
Философия
отвлеченная, существующая сама по себе, из себя черпающая свою мудрость, прекращает свое существование.
Позитивизм является одной из форм прекращения существования
отвлеченной философии: он подчиняет философию позитивной науке и в ней лишь приказывает искать источников питания.
Мистицизм является другой формой прекращения существования
отвлеченной философии: он подчиняет философию позитивной религии и в ней приказывает искать источников питания.
Скорее можно было бы назвать схоластикой
отвлеченную философию и современную гносеологию, так как они порвали с духом жизни, жизни себя противопоставили.
Современная
отвлеченная гносеологическая философия и есть секуляризированное схоластическое богословие.
Схоластическое богословие и есть разобщение с тайнами религиозной жизни, оно свидетельствует о том, что опыт религиозный иссяк, и подменяет опыт
отвлеченным мышлением.
Религиозная философия должна победить и гносеологическую схоластику, и теологическую схоластику, т. е. дух жизни должен победить всякий
отвлеченный рационализм.
Философия
отвлеченная, рационалистическая, «гносеологическая», схоластическая порывает с мировой душой и теряет пути к ней.
Прагматизм знаменует собой кризис
отвлеченного идеала знания, кризис гносеологии, кризис рационализма и интеллектуализма, возвращение к знанию, введенному в жизненную полноту.
Отвлеченная истина — призрачна, она — порождение рационалистического блуждания по пустыням отвлеченного мышления.
Протестантизм, порвав с объективным бытием, перевел человека в мир внутренней субъективности и тем породил крайнюю,
отвлеченную духовность.
В соборном, церковном опыте дано бытие, душа мира, мать-земля до рационалистического распадения на субъект и объект, до всякого
отвлеченного знания.
Выход из философского кризиса и есть выход из субъективности и
отвлеченной духовности протестантизма в соборность и церковность, возврат к реализму и онтологическому объективизму.
Сознательный переход от
отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни духа, не философии чувства, а философии органического духа, раскрывает возможность положительного решения проблем реальности, свободы, личности.
Действительность иррациональна для
отвлеченного рассудка, но для органического разума раскрывается органический разум действительности.
Отвлеченная философия не может у нас создать ничего замечательного, ее работа у нас в лучшем случае лишь педагогическая.
Все попытки заглушить эту великую традицию традицией дифференцированной и
отвлеченной культуры могут иметь значение лишь элементарное и второстепенное.
Способ лечения может быть лишь один: отказ от притязаний
отвлеченной философии, возврат к мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к познанию как функции целостного процесса жизни.
Также подорвано и доверие к абсолютной философии; в
отвлеченную философию почти никто уже не верит.
Крушение гегельянства, этой титанической гордыни философии, было вместе с тем кризисом
отвлеченной философии, поражением рационализма.
Европейская мысль перешла от
отвлеченного рационализма Гегеля к материализму и эмпиризму, искала в «опыте» утерянное живое бытие.
В русской философии совершается переход от
отвлеченного идеализма к идеализму конкретному.
Прагматизм порывает с
отвлеченным познанием, пытается восстановить связь познания с жизнью, вновь превратить познание в функцию жизни — он знаменует собою кризис рационалистической философии.
Истина не есть
отвлеченная ценность, ценность суждения.
Необходимо прежде всего отказаться от рационалистического призрака
отвлеченной, исключительно интеллектуальной истины.
Лосский делает знаменательное усилие выйти из тупика, в который попался европейская философская мысль, он рвется на свободу из клетки, выстроенной
отвлеченными гносеологиями, так оторвавшими человека от бытия.
Отвлеченный рационализм в самой постановке проблемы знания породил эту оторванность от бытия, но сам рационализм был более чем ошибкой сознания, был тяжелой и общей болезнью человеческого духа.
В чем же природа этого
отвлеченного рационализма, к которому всегда относилась критически русская философия?
Самопогружением в субъект, блужданием по пустыням
отвлеченного мышления пытались философы разгадать мировую тайну.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что философии следует начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему бы не начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных, первичных данных нерационализированного сознания?
В
отвлеченном, оторванном, умерщвленном мышлении, претендующем на полную самостоятельность и верховенство, ничего нельзя найти, кроме пустоты, бессодержательных форм: там нет жизни, нет бытия.
Весь путь блужданий по пустыням
отвлеченного мышления уже пройден европейской философией и дал свои горькие плоды.
Все оттенки
отвлеченного рационалистического мышления уже изжиты, нового выдумать нельзя ничего, можно только варьировать старое, что и делает на разные лады современная немецкая философия.
Но априоризм есть изобретение
отвлеченного мышления, он открывается самопогружением в субъект.
Но он двойствен, его философия, органическая по тенденции, остается
отвлеченной по методу.
И остается непонятным, в чем же корень недоразумения и эмпирического мира, в чем грех
отвлеченного эмпиризма, в чем дефект «опыта» обыденного, ограниченного и неполного?
Это, скорее, продолжение философии Шеллинга, преодолевающее окончательно
отвлеченный рационализм.
Логос не есть
отвлеченное рациональное начало, Логос — органичен, в нем процесс познания есть функция живого целого, в нем мышление есть само бытие.
Но думаю, что этот новый путь не может быть
отвлеченным, он органический, он соединит знание с верой, сделает философию сознательно религиозной.
Такой гнозис достигается всей полнотой жизни, а не одним
отвлеченным знанием.
Цитаты из русской классики со словом «отвлечённый»
Отвлеченностей этих обыкновенно не бывает в самом сознании художника; нередко даже в
отвлеченных рассуждениях он высказывает понятия, разительно противоположные тому, что выражается в его художественной деятельности, — понятия, принятые им на веру или добытые им посредством ложных, наскоро, чисто внешним образом составленных силлогизмов.
Миф возникает из религиозного переживания, почему и мифотворчество предполагает не
отвлеченное напряжение мысли, но некоторый выход из себя в область бытия божественного, некое богодейство, — другими словами, миф имеет теургическое происхождение и теургическое значение [По определению В. С. Соловьева, задача «свободной теургии» — «осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы» (Соловьев В. С. Соч.
Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к конкретному, преодолевается сознание
отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм нашего мышления и оценок.
Но самая его философия остается
отвлеченной и рациональной, сущее в ней задавлено схемами.
Если бы область человеческого знания ограничивалась одним
отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познавания явлений, кроме
отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он поверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление.
Синонимы к слову «отвлечённый»
Предложения со словом «отвлечённый»
- До конца обеда мы болтали на разные отвлечённые темы, делились слухами по мототеме, вспоминали покатушки, строили планы.
- В конце концов, способность человека мыслить отвлечёнными понятиями появилась благодаря письменности.
- Мы словно видим, как наука и философия на миг замерли перед только что открывшимся для них новым миром – миром отвлечённой мысли, который ждал своих исследователей.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «отвлечённый»
Что (кто) бывает «отвлечённым»
Значение слова «отвлечённый»
Афоризмы русских писателей со словом «отвлечённый»
- В продолжение XVIII века ново-русская литература вырабатывала тот звучный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые отвлечённые идеи германской метафизики и лёгкую, сверкающую игру французского остроумия.
- Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается на нём — отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования,"жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
- Читатель-ребенок мыслит образами, а не отвлеченными понятиями, и книга должна обращаться к его воображению, вместо того чтобы быть дидактической.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно