Цитаты со словом «прогресс»
Люди «научного» сознания полны всякого рода вер и даже суеверий: веры в
прогресс, в закономерность природы, в справедливость, в социализм, веры в науку — именно веры.
Видимая ли вещь социализм, или
прогресс, или всеобъемлющая наука, и могут ли эти вещи быть предметами знания?
Философия должна стать сознательно органической, восстановить органичность, свойственную мышлению первоначальному, но обогащенную высшим сознанием, впитавшую в себя все завоевания дифференцирующего
прогресса.
Земной дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой идеей
прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая.
Прогресс цветет на кладбище, и вся культура совершенствующегося человечества отравлена трупным ядом.
Вся человеческая энергия направлена вовне, на создание несовершенной, дурной множественности, на поддержание
прогресса, закрепляющего закон тления, а не внутрь, не в глубь вечности, не на победу над смертью и завоевание всеобщей, полной и вечной жизни.
Древнему, дохристианскому миру была также чужда идея
прогресса — смысла исторического развития, так как идея эта предполагает сознание единства человечества и провиденциального его назначения.
Только у пророков зарождалась идея
прогресса, только они чуяли религиозный смысл истории, связывая этот смысл с мессианистскими чаяниями.
Идея
прогресса могла зародиться только в пророческом, обращенном вперед сознании.
Процесс истории привел человечество XIX века к идее
прогресса, которая стала основной, вдохновляющей, стала как бы новой религией, новым богом.
Человечество перестало верить в Бога и тем пламеннее стало верить в
прогресс человеческий, в свое великое будущее.
Идея
прогресса, развития человечества, движения его к какой-то высшей цели была чужда античному миру: это не языческая идея.
Идея
прогресса и есть идея смысла истории, истории как пути к Богу, к благодатному концу, к Царству Божьему.
Но христианские пророчества и обетования не осуществились еще в истории, и христианское сознание не вместило еще религиозного смысла
прогресса.
Причудливая диалектика истории передала идею
прогресса в руки нового человечества, настроенного гуманистически и рационалистически, отпавшего от христианской религии, принявшего веру атеистическую.
Позитивная теория
прогресса и есть религия грядущего земного бога, и все ее чаяния предсказаны пророческими христианскими книгами.
Теория
прогресса заключает в себе противоречие, которое не в силах осмыслить позитивистическое сознание.
Учение о
прогрессе, о смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту или иную эсхатологию; в эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
Всякий верующий в
прогресс ждет, что прогресс приведет к хорошему, благому концу, что восторжествует царство счастливого, свободного, сильного, божественного человечества, и вдохновляется этим грядущим земным совершенством.
Но тот же верующий в
прогресс мыслит процесс бесконечным, не имеющим никакого конца во времени, а всякое грядущее совершенство считает подлежащим смене состоянием еще более совершенным, еще более далеким.
В религии социализма, этом последнем слове учения о
прогрессе, есть конец.
В сознании своем социалисты утверждают, что
прогресс будет бесконечным; но в стихии своей утверждают конец, социалистический конец истории, исход, спасение человечества от всех бед и зол, обоготворение человечества.
Появление религии
прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед христианским сознанием вопрос о религиозном смысле истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
Все социалистические утопии, надежды на наступление грядущего совершенства, на благой результат
прогресса есть психологическое переживание и психологическая трансформация хилиазма.
Все прогрессисты верят, что
прогресс должен хорошо кончиться, должен привести к благому результату, к земному совершенству.
Прогресс совершается для всех людей, поколений прошлых, настоящих и будущих, для каждой былинки бытия.
Должен до конца совершиться нейтральный
прогресс очеловечения человечества, исхода из природно-звериного состояния, элементарного освобождения человеческих сил, первоначальной постановки человеческой личности на ноги.
Но религиозно осмыслить исторический
прогресс — значит увидеть двойственность будущего, которую не видят прогрессисты.
Теории
прогресса позитивистов всегда считают зло категорией прошлого, а добро — категорией будущего.
Прогресс должен окончательно уничтожить в будущем всякое зло и довести этот мир до состояния совершенства.
Теория
прогресса в обыденном сознании бестрагична — это прекраснодушная теория, которая хотя и утверждает страдальческий и кровавый путь истории, но верит, что все идет к лучшему в этом лучшем из миров.
Первое условие достигается нейтральным гуманистическим
прогрессом, элементарным освобождением человечества; это общее поле, на котором работают и силы божеские, и силы дьявольские и на котором дано будет окончательное сражение.
Второе условие есть выявление путем исторического
прогресса сверхчеловеческих сил, встреча обетований Божьих с обетованиями дьявольскими.
Непосредственные, первоначальные последствия первородного греха устраняются человеческим
прогрессом; человечество выходит из состояния первобытного зверства и рабства.
Новая религиозная антропология прекратит распрю гуманизма с Богом, откроет безумие безбожного
прогресса и такое же безумие благочестивого регресса.
Только христианская эсхатология разрешает проблему
прогресса и проблему страдания.
Карамазов отвергнул
прогресс и мир, получит высший смысл.
Вне христианского смысла история не может иметь никакого смысла: история не может быть принята,
прогресс должен быть отвергнут.
Принято думать, что католичество всегда было против культурного
прогресса, и есть основание это думать.
Цитаты из русской классики со словом «прогресс»
— Скажи, пожалуйста, что такое — «поступательный
прогресс»? Разве бывает поступательный регресс или отступательный
прогресс?
— Наше поколение веровало в идею
прогресса… А материалисты окорнали ее, свели до идеи
прогресса технического.
Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над этикой, биологические основы философии истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному
прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
Это делается все яснее для современной науки и философии и совершенно опровергает старые теории эволюции и
прогресса, господствовавшие в XIX веке.
Герцен, в отличие от других представителей левого лагеря, не исповедывал оптимистической теории
прогресса, наоборот, он защищает пессимистическую философию истории, он не верит в разумность и благость исторического процесса, идущего к осуществлению верховного блага.
Ассоциации к слову «прогресс»
Синонимы к слову «прогресс»
Предложения со словом «прогресс»
- Сейчас 21 век – век высоких технологий и небывалого ранее развития технического прогресса человечества.
- Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов результативности подготовки спортсменов.
- Но сомнительно, что всё это в перспективе выльется в больший научный прогресс.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «прогресс»
Значение слова «прогресс»
ПРОГРЕ́СС, -а, м. Направление развития от низшего к высшему, движение вперед, совершенствование; противоп. регресс. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРОГРЕСС
Афоризмы русских писателей со словом «прогресс»
Дополнительно