Цитаты со словом «церквы»
Великие учителя
Церкви писали что-то, раскрывали жизненные тайны христианства, а теперь имеют смелость писать лишь об учителях Церкви, о их дерзновении.
Хомяков хорошо говорит о своей властной уверенности, о своем дерзновении, о своем непомерном притязании: «этим правом, этой силой, этой властью обязан я только счастью быть сыном
Церкви, а вовсе не какой-либо личной моей силе.
Говорю это смело и не без гордости, ибо неприлично относиться смиренно к тому, что дает
Церковь».
Церковь делает человека гениальным, обладателем Духа.
У учителей
церкви, у средневековых мистиков была посвященность в тайны христианства, было приобщение к таинственным реальностям.
Но религиозный синтез не может быть дан лишь в конце, лишь в результате аналитико-дифференцирующего процесса, лишь для будущих поколений, он дан и в начале, дан для всех живших и живущих, дан как истина, хранимая вселенской
Церковью, как древняя мудрость.
Церковь никогда не утверждала интеллектуально-теоретического характера догматов, это делала лишь богословская схоластика.
Догматы
Церкви никогда не были рационалистичны и интеллектуалистичны, они раскрывали лишь мистические факты, рационалистичны и интеллектуалистичны были еретические учения.
Даже великий Ориген, поскольку он уклонялся от вселенской истины
Церкви, был интеллектуалистом и рационалистом, впадал в ложный гностицизм.
Безумная мистика
Церкви дерзала сказать, что Христос был и совершенным человеком и совершенным Богом, что обе природы были в Нем совершенно соединены, что воля человеческая была в Нем претворена в волю Пославшего Его; рационалистические ереси всегда говорили, что Христос был только Бог, а человеческая природа была в Нем призрачна или что Христос был только человек, что воля в Христе была лишь одна.
Теория Гарнака о том, что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом, внесением начал греческой философии, опровергается всей историей
Церкви, которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для разума человеческого антиномичны, ереси же были рационалистичны, человеческим разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Философия должна быть свободной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в
Церкви — свобода, освобождение от рабства и необходимости.
Философия церковная есть философия, приобщенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом — Логосом, так как
Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом.
Кантианство целиком направлено против христианского реализма, христианского богоматериализма, против самой возможности утверждать христианскую
церковь как natura creata creans.
Протестантизм порвал мистические нити, связывавшие человека с
церковью, с соборностью, с душою мира, т. е. с бытием и таинственной его преемственностью.
Протестантизм всегда обвиняет католичество и православие, вообще
церковь, в язычестве, в языческом материализме, в языческом реализме и сам гордится тем, что превратил христианство в религию чистой духовности.
Церковь может принять это обвинение и с гордостью сказать: да, в Церкви христианской много языческого материализма и реализма, потому что в ней есть душа мира, та душа мира, которая в язычестве раскрывалась для восприятия Логоса.
Церковь христианская приняла в себя всю великую правду язычества — землю и реалистическое чувство земли.
Но на том же основании, на котором Кант не признается рационалистом, рационалистами должны быть признаны Эккерт и Бёме, блаженный Августин и Скотт Эригена, католики и православные, все верующие в
Церковь и все, все те, кого в истории принято называть мистиками.
Ориген был самым гениальным умом среди учителей
церкви, его справедливо сравнивают с величайшими философами.
Знаменитое и непонятое выражение, приписываемое учителю
церкви Тертулиану, — «credo quia absurdum est» [Верую — ибо нелепо (лат.).] — характеризует психологическую природу веры.
Лишь тогда познание будет свободно от психологизма и антропологизма, если определяться оно будет не трансцендентальным человеком, а трансцендентальной вселенной, т. е.
церковью.
Но Божественный Логос живет, действует и сообщает дары благодатного познания лишь в
церкви, лишь в ее мистическом вселенском организме.
Вне
церкви нет соборности, нет большого разума.
Все твердые основы знания, устраняющие опасности релятивизма и скептицизма, даны в церковном сознании, не в «сознании вообще» — призраке, выдуманном в кабинетах гносеологов, а в сознании
церкви как сущего, как живой души мира, соединившейся с Логосом, в Софии.
Только в
церкви растение растет и познается, вне церкви оно погибает и погружается в тьму, так как лишено солнечного света.
Реализм этот хранится в
церкви.
Эти две вселенные — микрокосм и макрокосм — реально, бытийственно соприкасаются и сливаются лишь в
церкви; лишь в церковном разуме, церковном сознании совершается подлинное познание макрокосма.
Церковь — душа мира, и лишь в премудрой душе мира, в премудрой женственности — Софии — оба космоса — малый и большой — брачно сливаются в познании.
[Учителя
церкви видели в зле небытие.
Идея переселения души, отделения души от плоти этого мира и перехода из этого мира в совершенно иной, противоположна вере в воскресение плоти и космическое спасение человечества и мира путем
Церкви и истории.
Без Духа не было бы
Церкви, божественной связи всего мира с Богом.
В исторической судьбе человечества неизменно сопутствует ему Промысел Божий; в истории есть сфера перекрещивающегося соединения человечества с Божеством, есть мистическая
церковь, в которой восстанавливается человечество в своей свободе и достоинстве, которая предупреждает окончательную гибель человека, поддерживает его в минуты ужаса и переходящего все границы страдания.
Впрочем, возрождение языческое может иметь значение для возрождения христианского потому, что в язычестве было объективно-космическое начало
церкви и правда язычества может быть противопоставлена субъективности протестантизма и духовного христианства.
Мировая душа язычества дала плоть
Церкви.
В христианской истории совершили свой великий подвиг самоотречения и аскетической победы над природой христианские святые, из которых состоит подлинная
Церковь Христова.
Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, отрицавшая сладострастье земное и утверждавшая сладострастье небесное, одинаково породившая идеал монаха и идеал рыцаря, феодальную анархию и Священную Римскую империю, мироотрицание
церкви и миродержавство той же церкви, аскетический подвиг монашества и рыцарский культ прекрасной дамы, — эпоха эта обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешенные проблемы: прежде всего проблему введения всей действительности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию.
Западный папизм был слишком явным соблазном князя мира сего, продолжением языческого царства — imperium romanum, [Римская империя (лат).] на которую слишком походит католическая
церковь.
Католичество возвысило человеческую стихию, почти обоготворило ее в лице папы и князей
церкви и принизило ее, втоптало все человеческое в грязь в лице мирян, людей вообще.
[Этим нисколько не отрицается папа как первенствующий епископ Вселенской
Церкви.]
Безумна была мысль, что можно найти на земле заместителя Христа, что можно обожить человеческую природу превращением
Церкви в государство, а не свободным принятием внутрь себя Христа.
Протестантизм был не только разрывом с
Церковью, но и здоровой реакцией против уклонов католичества, против вырождения Церкви; протестантизм пытался восстановить свободу Христову, которая была окончательно утрачена; в протестантизме утверждалось личное начало, которое лежало в основе религии Христа.
Если в католичестве было ложное, сбившееся с пути учение о
церкви, хотя была сама Церковь, то в протестантизме сама идея церкви начала постепенно истребляться.
Церковь должна приготовиться в мире, ибо в конце «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя».
Высшая точка христианской истории — аскетический подвиг святых
Церкви Христовой, подвиг самоотречения и победы над природой, лишь на поверхности противоречит идее истории, в подвиге этом — лишь кажущийся выход из процесса истории.
Образовалась
церковь святых, таинственный центр мировой души, возвращающейся к Богу.
Языческая культура, языческая философия и искусство не погибли; они легли фундаментом мировой христианской культуры; ими питались учителя
церкви и строители церкви.
Духа и в нем должна явиться
церковь св. Иоанна.
Русские богоискатели ищут Вселенской
Церкви и новых откровений.
Но все эти предчувствия недостаточно еще связаны с вселенским сознанием, все эти движения не носят еще вселенского характера, не идут изнутри
Церкви.
Цитаты из русской классики со словом «церквы»