Сострадание, которое повлекло бы спасающегося вслед за гибнущим, было бы
абсолютным злом, великой ложью, дьявольской хитростью.
Неточные совпадения
Возможно ли сознательно преодолеть персидский дуализм, манихейское допущение двух богов, двух равносильных начал, и пантеистический монизм, отвергающий
абсолютное различие между добром и
злом, видящий в
зле лишь несовершенство частей, лишь недостаточное добро?
Вне сферы
абсолютного бытия никакое иное бытие, относительное и
злое, не может быть осознано как в какой бы то ни было мере ему равносильное и противопоставимое.
Внутри
Абсолютного не может быть никакого
злого бытия, а вне
Абсолютного вообще никакое бытие немыслимо.
Злое не есть другое
Абсолютное и не имеет никакого места в едином
Абсолютном; оно относительно и в своей относительности не соотносительно с
Абсолютным, [
Абсолютное и относительное потому не могут мыслиться соотносительными в одной плоскости, что этим
Абсолютное было бы превращено в относительное.
Зло находится в сфере относительного, а не Единого
Абсолютного и не второго
Абсолютного, в сфере небытия, а не бытия, поэтому
зло не ограничивает царства
Абсолютного, не обусловливает Божества.
Зло есть бессилие и потому не может ограничить
абсолютной силы.
Божество не умаляется в своем могуществе, благости и
абсолютной безмерности оттого, что существует
зло, так как относительное и небытие не могут ограничить
абсолютного бытия, все в себе заключающего.
Зло есть отпадение от
абсолютного бытия, совершенное актом свободы, и переход в сферу призрачного бытия — небытия, которое ничего не отнимает от божественной полноты и ничем ее не ограничивает, так как в последнем и окончательном — ничтожно.
Насильственное, принудительное, внешнее устранение
зла из мира, необходимость и неизбежность добра — вот что окончательно противоречит достоинству всякого лица и совершенству бытия, вот план, не соответствующий замыслу Существа
абсолютного во всех своих совершенствах.
Сама проблема
зла аннулируется в применении к
Абсолютному Божеству, к Перво-Божеству.
Зло не есть самобытное и
абсолютное начало бытия,
зло есть творение, отпавшее от Бога и обоготворившее себя и свои силы.
До учения Христа людям представлялось, что есть только один способ разрешения борьбы посредством противления злу насилием, и так и поступали, стараясь при этом каждый из борющихся убедить себя и других в том, что то, что каждый считает злом, и есть действительное,
абсолютное зло.
Неточные совпадения
Абсолютная истина о непротивлении
злу насилием не есть закон жизни в этом хаотическом и темном мире, погруженном в материальную относительность, внутренно проникнутом разделением и враждой.
Как связанная не с субстанциальностью, но модальностью человеческого существа, как плод первородного греха, нравственность вообще не представляет собой вершины,
абсолютной грани, она преодолима, ибо святость, хотя в себя и включает «делание заповедей», но сама находится уже «по ту сторону добра и
зла»; также и дети, состояние которых, по слову Спасителя, является живой нормой Царствия Божия [«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).], свободны от уз нравственности.
Если мир. возникает только в процессе удаления из
абсолютного, его убыли, и лишь в этой убыли и состоит его собственная природа, то, очевидно, миротворящее начало есть прогрессивно возрастающий минус
абсолютного, или погружение его во
зло: отсюда получается неизбежный антикосмизм, и самого Плотина лишь эллинский дух да непоследовательность спасали от сатанинского вывода, формулированного Мефистофелем:
Не существует
абсолютных норм добра и
зла.
И потому
абсолютное совершенство,
абсолютный порядок,
абсолютная разумность могут оказаться
злом,
злом большим, чем жизнь несовершенная, неупорядоченная, иррациональная, допускающая некоторую свободу
зла.