В глубине человека заложена реальная вселенная, в нем живет
вселенский разум, и найденная в человеке вселенная и вселенский разум всего менее могут быть названы человеческим субъективизмом, субъективным человеческим «переживанием».
Неточные совпадения
Философия, т. е. раскрытие
разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным.
Лишь
вселенскому церковному сознанию раскрываются тайны жизни и бытия, лишь в приобщении к церковному
разуму возможно истинное дерзновение, там лишь гарантия против всякого иллюзионизма и призрачности, там подлинный реализм, реализм мистический.
Это —
разум вселенский, он так же открывается в природе и истории, как и в человеке.
Когда
разуму было придано исключительно гносеологическое или субъективно-психологическое значение, он потерял свой
вселенский характер и превратился в
разум малый, в человеческий рассудок.
Между
разумом вселенским и
разумом человеческим произошел болезненный разрыв.
Как раньше уже было установлено, мы исходим из того положения, что познание совершается в церковном, соборном,
вселенском, божественном сознании и
разуме.
Но
разум — Логос живет и действует только в церковном, соборном,
вселенском сознании.
Разум церковной веры есть цельный, органический
разум,
разум вселенский.
Философ может быть более всех приобщен к соборному,
вселенскому разуму, но он может быть одинок и не понят среди людей, разобщенных с этим разумом и потому отвергающих общеобязательность его дела.
Неточные совпадения
— Печально, когда человек сосредоточивается на плотском своем существе и на
разуме, отметая или угнетая дух свой, начало
вселенское. Аристотель в «Политике» сказал, что человек вне общества — или бог или зверь. Богоподобных людей — не встречала, а зверье среди них — мелкие грызуны или же барсуки, которые защищают вонью жизнь свою и нору.
Меньшинство может быть более приобщено к
разуму вселенскому, чем большинство, и потому философия не должна быть непременно для всех, не приобщенных, не должна опускаться до минимума, которому дано имя «научность».
Мудрость видели во
Вселенской Церкви, в Церковном
Разуме, а не в народной стихии.