Неточные совпадения
Критерий истины
стали искать внутри самого познающего субъекта, в его отношении к себе, а не к
бытию.
Утеряны источники питания, и потому философская мысль
стала худосочной, потому бессильна она соединиться с тайной
бытия, с вековечной целью своих стремлений.
Без посвящения в религиозные тайны и без приобщения к религиозным таинствам нет питания; знание
становится худосочным и отвлеченным, порывает с живым
бытием.
Потому философия и зашла в тупик, потому кризис ее и представляется таким безысходным, что она
стала мертвой, самодовлеющей отвлеченностью, что она порвала со всеми формами посвящения в тайны
бытия, и философ превратился из священника в полицейского.
После протестантского разрыва личность почувствовала себя оторванной от объективного
бытия, погруженной в себя и
стала рефлектировать, потеряла личность источники питания, не имеет уже доступа к сокам
бытия.
И сам опыт, в котором рационализм
стал искать пищи от голода, оказался не
бытием, а рациональной конструкцией.
Но возврат к реализму не может быть просто новой гносеологией; корень беды не в рационалистических гносеологиях, в которых всегда есть много верного, а в том корень, что
бытие наше
стало плохим.
Ценность знания в том и заключается, что в нем
бытие становится более истинным.
Бытие становится призрачным, и эта призрачность
бытия отлично соединяется с позитивной наукой, с эмпирическим реализмом.
Отделение мышления от
бытия, знания от мира
стало предпосылкой всякой философии; в этом отделении философы видят всю гордость философской рефлексии, все свое преимущество — перед мышлением наивным.
Никакого субъекта и мышления вне действительности, вне
бытия нет; на такое место и
стать нельзя — место это есть пустота, фикция.
Бытие трансцендентно субъекту, вне его самостоятельно существует, но в акте познания
бытие становится имманентным субъекту, присутствует непосредственно в познающем субъекте.
Почему только часть
бытия, и, по-видимому, не самая существенная,
становится имманентной знанию, а целые огромные области
бытия остаются трансцендентными?
Вначале философия брала прежде
бытие, потом мышление, в дальнейшем своем развитии
стала брать прежде мышление, потом
бытие, теперь философия вновь возвращается к тому состоянию, когда она сознательно уже, изведав все соблазны рационализма, скептицизма, критицизма, будет брать прежде
бытие, потом мышление, увидит в мышлении функцию
бытия.
Бытие заболело: все
стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все
стало пространственным, т. е. ограниченным и отчужденным в своих частях, тесным и далеким;
стало материальным, т. е. тяжелым, подчиненным необходимости; все
стало ограниченным и относительным, подчиненным законам логики.
Только позитивизм почему-то обрадовался этому несчастью и с легким сердцем упразднил сущность
бытия,
стал утверждать, что есть явление без того, что является.
Болезнь эта прежде всего выразилась в том, что все
стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все
стало пространственным и отчужденным в своих частях, тесным и далеким, требующим того же времени для охватывания полноты
бытия;
стало материальным, т. е. тяжелым, подчиненным необходимости; все
стало ограниченным и относительным; третье
стало исключаться, ничто уже не может быть разом А и не-А,
бытие стало бессмысленно логичным.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна
стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной данности
бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Человек ввергся в стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым развитием, длительным процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться,
стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе
бытия в Боге или небытия вне Бога.
Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине исторического процесса, в поздний час истории устроиться самостоятельно на земле,
стать на ноги, отвергнув все источники своего
бытия.
Абсолютная святыня православной церкви, святыня св. Максима Исповедника, св. Макария Египетского и св. Серафима Саровского,
став динамической силой всемирной истории и всемирной культуры, приведет к сакраментальному завершению истории, к богочеловеческому исходу из трагических противоречий нашего
бытия.
Неточные совпадения
Зато поэты задели его за живое: он
стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на
бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности.
Но антиномия русского
бытия должна быть перенесена внутрь русской души, которая
станет мужественно-жертвенной, в себе самой изживающей таинственную свою судьбу.
Перед человечеством
становятся все новые и новые творческие задачи, задачи творческого претворения энергий, исходящих из темной, изначальной глубины
бытия в новую жизнь и новое сознание.
Меня беспокоила и интересовала более всего тема, как из небытия возникает
бытие, как не существовавшее
становится существующим.
После девяти часов я вышел из дому и
стал прохаживаться. Была поздняя осень. Вода в прудах отяжелела и потемнела, точно в ожидании морозов. Ночь была ясная, свежая, прохладный воздух звонок и чуток. Я был весь охвачен своим чувством и своими мыслями. Чувство летело навстречу знакомой маленькой тележке, а мысль искала доказательств
бытия божия и бессмертия души.