Риккерт захотел ориентировать гносеологию не только на факте естественных, генерализирующих наук, но и на
факте наук исторических, индивидуализирующих.
Лишь гносеология, которая будет ориентирована не только на
факте науки, но и на факте веры, факте откровения, только такая цельная гносеология прикасается к живому сущему, постигает познание как тайну брака познающего с сущим.
Всем этим я хочу сказать, что гносеология прежде всего должна быть ориентирована на факте религиозного откровения, а не на
факте науки, как хотят неокантианцы.
Неточные совпадения
Гносеологи хотят иметь исключительно дело с
фактом положительной
науки...
Коген, самый крайний и, быть может, самый последовательный гносеолог-неокантианец, полагает, что гносеология должна быть ориентирована на
факте положительной
науки, преимущественно математического естествознания.
Сама положительная
наука от гносеологии не зависит и в гносеологии не нуждается, но гносеология исключительно питается
фактом существования
науки.
Не гносеология побеждает скептицизм и релятивизм, а
факт существования положительной
науки побеждает.
Можно ориентировать гносеологию на
факте естественных
наук, можно ориентировать на
факте исторических
наук, нельзя ли ориентировать гносеологию на
факте религиозного откровения?
Но ведь и в
факт положительной
науки нужно поверить, чтобы что-нибудь на нем ориентировать.
Это ясно обнаруживается в школе Когена, которая не может существовать иначе, как питаясь
фактом положительной
науки, математического естествознания.
Гипотеза последовательного номинализма, по которой общие понятия рассматривались бы как человеческая выдумка, условное соглашение, измышленная кличка, ухищрения отдельных людей, делала бы совершенно непонятной эту значимость понятий, она атомизирует мышление и оказывается бессильной при объяснении
факта науки.
Самый
факт науки предшествует анализу и дает для него материал (критика приходит всегда post factum [После свершившегося факта, задним числом (лат.).]), но она стремится удалить из этого факта то, что в нем есть фактичного, генетического, психологического, и выделить из него то, что образует в нем познавательную схему, значимость, смысл; другими словами, критика рассматривает факт лишь как место категорий или частный случай категориального синтеза.
Неточные совпадения
Без естественных
наук нет спасения современному человеку, без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли
фактами, без этой близости к окружающей нас жизни, без смирения перед ее независимостью — где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно, которое может разлиться темной водой по всему разумению.
Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном
факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние
науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Проституцией заражена
наука, проституция — в искусстве, в нарядах, в мысли, а что же можно сказать против одного
факта, который является ничтожной составной частью общего «прогресса».
Только тогда, когда это признание сделается совершившимся
фактом, смягчатся правы, укротится людская дикость, исчезнут расхитители, процветут
науки и искусства и даже начнут родиться «буйные» хлеба.
Позвольте доложить вам, — начал я, — с"вьюношами"надо всегда говорить почтительно, — я вам, милостивый государь, удивляюсь; вы занимаетесь естественными
науками — и до сих пор не обратили внимания на тот
факт, что все плотоядные и хищные животные, звери, птицы, все те, кому нужно отправляться на добычу, трудиться над доставлением живой пищи и себе, и своим детям… а вы ведь человека причисляете к разряду подобных животных?"–"