Цитаты со словом «вселенский»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
«Религия не имеет никакого отншения даже и к этому знанию (т. е. такому, в котором «естествознание восходит от законов природы к высочайшему и
вселенскому Управителю» и II котором «вы не познаете природы, не постигая вместе с тем и Бога»), ее сущность постигается вне участия последнего.
Потому здесь не имеет решающего значения и количественный критерий: едва ли хоть один
вселенский собор был действительно вселенским в том смысле, чтобы на нем были представители всех поместных церквей, и наоборот, собор, имевший внешние признаки вселенского, мог оказаться «разбойничьим» и еретическим (Ефесский [На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.
И теперь, когда христианская церковь расколота, по крайней мере, на две части, значит ли это, что вовсе не может быть провозглашена кафолическая истина, хотя теперь внешне и не возможен
вселенский собор?
Но столь же католически или внешне понимают кафоличность и те их антагонисты, которые считают раскол церквей достаточным основанием прекратить искание догматической истины под предлогом, что
вселенский собор теперь невозможен, а потому можно спать спокойно.
Из понятия кафоличности (соответствующего и непреложному обетованию: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» [Мф. 18:20.], а, стало быть, в них почиет и ум Христов, т. е. сама истина) следует, что внешний масштаб соборности имеет значение скорее для признания истины, чем для ее нахождения:
вселенский собор, притом не по имени только, но реально, возможен и теперь нисколько не меньше, чем прежде.
Если собрание «двух или трех верующих» ощутит себя реально кафоличным и на самом деле будет таковым, то зерно
вселенского собора тем самым уже дано, а признание его есть дело дальнейшей церковной истории [Разве же св. Афанасий Великий с горстью своих сторонников не являлся носителем подлинного кафолического сознания Церкви в то время, когда количественное ее большинство упорствовало в ереси?].
«Не мерою дает Бог духа» [Ин. 3:34.], и, когда огненные языки возгораются над головами, при каких бы внешних обстоятельствах они ни возгорелись, является достоверным, что религиозное сознание становится при этом
вселенским, кафоличным.
[Никейская формула» или, точнее, Никейский символ веры был принят на I
Вселенском соборе в 325 г. в Никее, собор осудил арианство как ересь.
III
Вселенский собор состоялся в 451 г. в Халкидоне, отменил решения Эфесского собора (см. прим. 137) и осудил как ересь учение Македонка, возглавлявшего так наз. пневматомахов (духоборцев), последователей Ария.
VII
Вселенский собор (786–787, Константинополь, Никея) осудил иконоборчество — еретическое течение в Византии, возникшее под влиянием иудаизма и ислама, запрещающих изображать Бога.].
Подробнее см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 6 т. Т. 4: История церкви в период
вселенских соборов.
Христианский символ веры был принят на Никейском
вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.).
История догматических движений в эпоху
вселенских соборов.
Начала
вселенского учения».
Каждая часть его
вселенского организма соответствует определенной сефире, по образу его сотворен организм и земного человека, его тело [В одной из позднекаббалистических схем установляется следующее соответствие а) имен Божиих, б) чинов ангельских, в) небесных сфер, г) частей тела, д) заповедей: 1.
Таковы признания великого нашего поэта, по общему мнению, жизнерадостного и ясного, как небо Эллады, но, как и оно, знавшего всю силу неутолимой тоски [И им вторит поэтическое признание великого мастера, исполненного трагической тоски, Микеланджело Буаноротти. (Мои глаза не видят более смертных вещей… Если бы моя душа не была создана по образу Божию, она довольствовалась бы внешней красотой, которая приятна для глаз, но так как она обманчива, душа подъемлется к
вселенской красоте.)]…
Искусство это не ощущает свое дело как выявление ритмов
вселенской красоты, некое космическое действо, а лишь как услаждение, «возвышающий обман».
Искусство являет Красоту и пленяет ею, но оно бессильно создать жизнь в красоте и тем стать подлинно соборным,
вселенским.
Оно бессильно собрать воедино рассеянные лучи Фаворского света, хотя, видя его во вселенной, свидетельствует о нем, создает в своих произведениях прообразы
вселенского Преображения.
Между искусством и Красотой обозначается как будто даже антагонизм: искусство не существует вне граней, помимо их не происходит художественного оформления — in der Beschränkung zeigt sich der Meister [В ограничении проявляется мастер (нем.).], — а между тем Красота есть
вселенская сила, которой принадлежит безмерность.
Пред лицом
вселенской Красоты даже и само искусство до известной степени становится эстетическим мещанством, дорожащим красивостью более, чем Красотой, привязанным к своему месту и имеющим определенное положение в «культуре».
В основе искусства поэтому лежит некоторое беспредметное или всепредметное художество, созерцание
вселенской Красоты, о котором вещает Платон в своем «Пире».
В софиургийной жажде
вселенской Красоты снова возвещает о себе неутоленная правда язычества, неисполненность его обетовании, подъемлет стенания и вопли плененная душа мира.
Цитаты из русской классики со словом «вселенский»
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится в истории, во
вселенской культуре, в общественности, не было бы космического единства человечества.
Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже
вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного народа и Духа Святого.
Нет окончательного антропологического откровения и в догматах
вселенских соборов, раскрывавших лишь тайну христологическую, тайну искупления.
Вот на этот-то счет и велико учение церкви о благодати, которая в церковном единении восполняет оскудевающих и регулирует
вселенскую правду.
Для Хомякова
вселенский собор тоже не был авторитетом, навязывающим церковному народу свое понимание христианской истины.
Синонимы к слову «вселенский»
Предложения со словом «вселенский»
- Вы постоянно раздуваете из мухи слона, воспринимаете небольшую проблему как катастрофу вселенского масштаба, прокручиваете в голове всевозможные негативные мысли.
- Действительно, находясь в тревожном состоянии, человек крайне восприимчив к любой нелепой информации, которая посредством его богатого воображения раздувается до масштабов вселенской катастрофы.
- Как уже говорилось, источником колдовства является вселенское зло – а именно смерть и всё, что так или иначе ведёт к смерти, вроде болезней и голода.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «вселенский»
Что (кто) бывает «вселенским»
Значение слова «вселенский»
Дополнительно