Цитаты со словом «всемогущество»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Он «стучит в дверь» человеческого сердца, не откроется ли она, но и во всем Своем
всемогуществе Он не может открыть ее силой, ибо это значило бы уничтожить свободу, т. е. самого человека.
Твое
всемогущество, Боже, оградило тебя стеной в твоем раю, и стена есть совпадение, где последующее совпадает с прежним, где конец совпадает с началом, где альфа и омега суть одно и то же (там же, 10, 42) (Николай Кузанский.
Но не во
всемогуществе и силе, а как яблоко растет на дереве; оно не есть само дерево, но растет из силы дерева.
Творение есть акт не только
всемогущества и премудрости Божией, но и жертвоприносящей любви, он совершается ради наслаждения бытием «другого», становящегося, во имя тварного «добро зело», безграничной любви к творению.
Бог умеет ждать, ибо свершение времен, когда Сын покорит все Отцу и будет Бог «всяческая во всех», отделено от исходного да будет долгим историческим процессом, который есть дар Божьего
всемогущества тварной свободе.
В положительной основе своего бытия мир поглощается Богом, гаснет в лучах Его
всемогущества: мир не имеет ему самому принадлежащего бытия, ибо иначе он был бы богом или противобогом, ему принадлежит лишь восприемлющее и рождающее к обособлению ничто; но благодаря этой отрицательной основе своего существа мир и получает внебожественное, самостоятельное бытие.
Божие
всемогущество и вседержительство очерчивают круг нарочитого своего бездействия как область тварной свободы.
В «законах природы» нет ничего такого, что делало бы их единственно возможными, они существуют, потому что существуют, силою факта, доколе не отменены или не изменены Божиим
всемогуществом.
Но будучи нерушимой для твари, она не ограничивает творческой абсолютности и
всемогущества Божия: Бог не есть то или то, ибо Он вообще не есть, будучи превыше всякого естества.
Поэтому творчество Божие безгранично, неисчерпаемо, неистощимо, безмерно, нет внешнего предела Его
всемогуществу, все Бог установляет волею Своею.
Вызывая к бытию ничто и давая свободу твари, Бог отказывается от своего
всемогущества in actu [В действительности, на деле (лат.).] и вступает в сотрудничество с тварью.
Это соединение Божьего
всемогущества с тварной свободой, которая не существует вне ограниченности, есть основа тварного бытия.
Апокалипсис раскрывает будущее, заложенное в настоящем, но он не ограничивается этим; ибо содержит и откровение о том, что Бог сотворит с миром промышлением Своим и
всемогуществом Своим.
А потому и активное отношение мира идей к тварному миру, его трансцендентно-имманентность, может установляться только трансцендентным даже и по отношению к миру идей актом
всемогущества Божия, — сотворения мира.
В этом онтологическая сущность сотворения мира в Начале, причем само это отделение потенциальности от актуальности, связанное с творческим оплодотворением ничто, есть непостижимая тайна Божественного
всемогущества.
Как в этой тьме «кромешной» и бессветной воссиял свет, как в абсолютное ничто всеменено бытие, это есть непостижимое дело всемудрости и
всемогущества Божия, творческого «да будет».
В начале, т. е. в Софии, через Софию, на основании Софии, Софиею, сотворил Бог актом неизреченного и непостижимого во всемудрости и
всемогуществе творчества, силу и природу коего мы ощущаем в каждом дыхании, в каждом миге своего бытия, небо и землю.
Актуальность ничто есть поэтому метафизическое хищение, на которое, однако, наперед дано было соизволение Творца всяческих, возлюбившего мир в его свободе, а не в качестве только объекта Своего
всемогущества.
И справедливо напрашивается вопрос: если непорочность Богоматери обусловлена актом благодати, изъявшим из власти естества самое ее зачатие и означающим как бы новое творение, то ведь
всемогущество Божие могло совершить это в любой момент истории человеческого рода и над любою из дщерей Евиных.
В том, что небытие, ничто, сделалось материей бытия, было вызвано к жизни, сказалась самоотверженная любовь Божия и безмерное божественное смирение; в этом же проявилась и безмерная мудрость, и
всемогущество Божие, создающее мир из ничего.
Миротворение есть акт божественного
всемогущества и вместе любви-смирения. Мир создан ради человека и в человеке, который по предназначению своему есть deus creatus, «бог по благодати». Бог породил в бесчувственно хладном ничто род сынов Божиих, призванных стать богами, — но не по хищению, которым обольстил человека змей, а по благодати сыновнего послушания.
Если бы он представлял собою лишь «игру» божественного творчества, творение было бы только актом
всемогущества Божия, которое вольно манием своим созидать и разрушать миры.
Но
всемогущество Божие неотделимо от божественной любви-смирения, и «творчество» без цели, без смысла и, главное, без любви, — творчество ради творчества, jeu divin в упоении собственной мощью (чувство очень естественное для невсемогущего, завистливого, склонного к хвастливому самолюбованию существа), чуждо всемогуществу Божию, себя знающему и абсолютно спокойному.
Признав эту свободу и введя ее в качестве одной из определяющих сил в жизни мира, Бог как бы ограничивает Свое
всемогущество в путях его ради человека.
Мир, созданный на основе человеческой свободы, не может быть разрушен или уничтожен, хотя бы он благодаря ей и «не удался», а люди превратились бы в сынов сатаны, стали бы воплощенными дьяволами (на это и рассчитывал сатана, прельщая Еву: он мечтал узурпировать мир, чтобы сделать его игрушкой своего властолюбия, пародирующего божественное
всемогущество, — предметом jeu satanique [Сатанинская шутка (фр.).]).
Историческое рождение человека, существа свободного и богоподобного, не только предполагает рождение в собственном смысле, т. е. акт божественного
всемогущества, вызывающий к бытию новые жизни и осуществляющийся через брачное соединение супругов или вообще лиц разного пола, но и некое самосотворение человека.
Воскрешение, как и рождение, есть творческий акт Божьего
всемогущества, которым возвращается душе усопшего животворящая ее сила, способность создать для себя, соответственно своей природе, тело; оно есть излияние животворящей силы Божией на человеческую душу, т. е. акт теургический.
В этом смысле власть в полноте своей (как «суверенитет») есть образ
всемогущества.
Поэтому «царство и сила, и слава» [Отк. 5:13: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.], истинная власть, принадлежит одному Богу, земная же власть есть символ Божьего
всемогущества.
Однако для Бога в Его промышлении о мире
всемогущество не существует только как власть, в качестве «отвлеченного начала» [Термин В. С. Соловьева, под которым он понимает ложные и бесплодные принципы современной ему западной философии.
Всемогущество Божие осуществляется как власть лишь для греха и грешников, в области внебожественной изнанки бытия.
Адам до грехопадения не знал над собой иной власти, кроме Отчей:
всемогущество Божие, как Власть, стало явно ему лишь после грехопадения.
Божественного
всемогущества трепещут и чины ангельские, однако иначе трепещут, нежели бесы.
Самость и своеволие, позавидовавшие Богу, навлекли на себя действие Его
всемогущества, как власти.
Тогда человек познает уже в качестве власти превозмогающую силу
всемогущества Божия.
Лишь тогда окончится сотворение мира, совершаемое Божиим
всемогуществом на основе тварной свободы.
В судьбах мира существеннейшую роль играет это соединение божественного
всемогущества с тварной свободой, допущение участия твари в созидании мира.
С одной стороны, мир, созданный силой божественной любви, премудрости и
всемогущества, имеет в них незыблемую свою основу, и в этом смысле мир не может не удаться, божественная премудрость не способна допустить ошибки, божественная любовь не восхощет ада как окончательной судьбы творения.
Для окончательного сотворения мира нужно скрепить эти обе основы — Божественное
всемогущество и тварную свободу, нерушимо охраняемую Божественной любовью, в одно неразрывное целое и тем окончательно согласовать божеское и человеческое.
Оба вида «вечности», очевидно, должны отличаться между собою по крайней мере настолько же, насколько отличны Творец и тварность, Божие
всемогущество и тварная свобода.
Цитаты из русской классики со словом «всемогущество»
Человечность и есть главное свойство Бога, совсем не
всемогущество, не всеведение и пр., а человечность, свобода, любовь, жертвенность.
История представляет нам самовластных Владык в виде грозного божества, которое требует единого слепого повиновения, не дает отчета в путях своих — гремит, и смертные упадают в прах ничтожества, не дерзая воззреть на
всемогущество.
Наиболее неприемлемо для меня чувство Бога как силы, как
всемогущества и власти.
Иные говорят только о
всемогуществе царя, о правительственном произволе, о рабском духе подданных; другие утверждают, напротив, что петербургский империализм не народен, что народ, раздавленный двойным деспотизмом правительства и помещиков, несет ярмо, но не мирится с ним, что он не уничтожен, а только несчастен, и в то же время говорят, что этот самый народ придает единство и силу колоссальному царству, которое давит его.
Активен лишь Бог, свободен лишь Бог, повсюду обнаруживается лишь Божье
всемогущество.
Синонимы к слову «всемогущество»
Предложения со словом «всемогущество»
- К началу 1930-х годов у физиков появилось ощущение всемогущества.
- А когда мы обманываемся ощущением собственного всемогущества, будто горы можем свернуть, мы часто доводим себя до болезни и перегорания, и наше тело буквально заставляет нас остановиться и сделать перерыв.
- И ответственность за детей часто перерождается у них в чувство всемогущества.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «всемогущество»
Каким бывает «всемогущество»
Значение слова «всемогущество»
Дополнительно