Цитаты со словом «дискурсивный»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Чтобы оценить значение веры, нужно прежде всего принять, что вера хотя и не подчиняется категориям логического,
дискурсивного познания, однако тем самым еще не низводится на степень субъективного верования, вкуса или прихоти, ибо такое истолкование противоречит самому существу веры: это была бы неверующая вера.
Мы уже достаточно говорили о том, что божественный мир не может быть предметом
дискурсивного знания и постигается только верой.
Поэтому осторожность, проверка, внимательность в мистике и откровении нужны не меньше, если не больше, чем в
дискурсивном знании.
Таково гносеологическое значение мифа: параллельно с
дискурсивным мышлением и наукотворчеством, рядом с художественным творчеством стоит религиозное мифотворчество как особая, самозаконная область человеческого духа; миф есть орудие религиозного ведения.
Ибо понятиями, возникающими в результате применения категории
дискурсивного мышления, в предположении пространственности и временности, здесь условно выражаются сущности мира иного.
Поэтому догмат, входя в мышление, является ему иноприродным и в этом смысле трансцендентным
дискурсивному мышлению, не есть его вывод и порождение.
В действительности мы знаем, что эта философская дедукция земли и неба совершается посредством фактических позаимствований у эмпирического бытия, которое отнюдь не соглашается быть только понятием [Совершенно справедливо замечает А. Древе в своих примечаниях к гегелевской философии религии: «Гегель отожествляет сознательное бытие не с сознательной стороной бытия (Bewusst-Sein) или идеальным бытием, но непосредственно с реальным и приходит, таким образом, к чудовищному утверждению, что можно посредством конечного,
дискурсивного, сознательного бытия продумать процесс абсолютного, вечного, досознательного и сверхсознательного мышления непосредственно как таковой.
В действительности же, в противность Гегелю, религиозная достоверность существенно иная, чем философская, поскольку вера отлична от
дискурсивного мышления, а мифологема от философемы.
Диалектическое противоречие в смысле Гегеля проистекает из общего свойства
дискурсивного мышления, которое, находясь в дискурсии [Дискурсия (от лат. discursus — довод, аргумент) — рассудочное (или логическое) мышление, мышление с помощью понятий.], в непрерывном движении, все время меняет положение и переходит от одной точки пути к другой; вместе с тем оно, хотя на мгновение, становится твердой ногой в каждой из таких точек и тем самым свой бег разлагает на отдельные миги, на моменты неподвижности (Зенон!)
Разумеется, при всякой такой задержке в
дискурсивном беге обнаруживается вся произвольность каждой остановки, а вместе и необходимость «снятия» ее или дальнейшего движения к новой точке, опять для нового «снятия».
Ясно, что Единое остается трансцендентным раздельному,
дискурсивному сознанию: оно έπέκεινα [Букв.: по ту сторону, за (греч...
Однако закон непрерывности и непротиворечивости
дискурсивного мышления имеет силу лишь в его собственном русле, а не там, где разум обращается на свои собственные основы, корни мысли и бытия, причем вскрываются для него непреодолимые, а вместе и неустранимые антиномии, которые все же должны быть им до конца осознаны.
Понятий абсолютно антиидейных и внесофийных нет и быть не может, ex nihilo nihil fit [Из ничего не происходит ничего (лат.).], и даже пустейшие и ничтожнейшие или ложные понятия суть паразиты, вырастающие на живом древе идей; но также не может быть и понятий вполне и безусловно софийных, ибо понятия рождаются из
дискурсивного мышления, которое соответствует раздробленному состоянию мира, сотканного из бытия и небытия, и подлинно софийная идея не есть уже понятие мышления, но выходит за пределы разума (о чем ниже).
Для тех, кто всего более дорожит стройностью системы и верит в возможность адекватного выражения сущего в понятиях
дискурсивного мышления, кто в большей или меньшей степени одержим mania Hegeliana [Гегельянская мания (лат.) — одержимость философа «пафосом системы», о которой Булгаков писал в «Трагедии философии».
В нем смертно как раз именно то, что делает его логическим, трансцендентальным,
дискурсивным, но, конечно, бессмертен его софийный корень, находящийся в общей связности мышления — бытия.
Цитаты из русской классики со словом «дискурсивный»
Он не может также реально воплощаться в
дискурсивной научной мысли, в формально-законнических морали и праве, ни в чем объективном, он воплощается в реальном восхождении субъекта, личности к Богу и в реальном нисхождении любви и милосердия, в интуитивном сопричастии познающего с познаваемым, в реальном творчестве небывшего, в оригинальном, первородном суждении.
При таком понимании ясно, что философская интуиция кажется менее общеобязательной, чем научное
дискурсивное мышление, лишь от понижения до минимума духовной общности, общности сознания.
Идея бытия есть первичная интуиция, а не производный результат
дискурсивного мышления, и все попытки критицистов разложить эту идею на простейшие элементы, ничего общего с бытием не имеющие, из субъекта взятые, производят впечатление софизмов, являются ненужным и вредным схоластическим формализмом.
Моя сравнительно слабая способность к систематическому
дискурсивному развитию своей мысли мешает пониманию моей центральной философской идеи объективации, с которой связан мой экзистенциальный опыт.
В основании философского познания лежит конкретный опыт, оно не может определяться отвлеченным сцеплением понятий,
дискурсивной мыслью, которая есть лишь инструмент.
Синонимы к слову «дискурсивный»
Предложения со словом «дискурсивный»
- Во-вторых, это позволяет читателю подходить к литературе путешествий с общим представлением о различных дискурсивных практиках, а не со строгим определением литературного жанра.
- Всё знание протекает в плохой бесконечности дискурсивного мышления.
- Лишь после того, как он был вписан в дискурсивную формацию культурного своеобразия, он приобретает функцию носителя культурных различий и конституируется как предмет сравнительного исследования.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «дискурсивный»
Значение слова «дискурсивный»
ДИСКУРСИ́ВНЫЙ, -ая, -ое. Филос., лог. Совершаемый путем логических умозаключений, рассудочный. Дискурсивное познание. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДИСКУРСИВНЫЙ
Дополнительно